Для развития мелкой моторики своими руками: Игры по мелкой моторике своими руками. Развивающие игрушки, которые можно сделать своими руками. Развивающая доска или стенд

Содержание

Игрушки для развития мелкой моторики у детей

Из этой статьи вы узнаете:

Давно уже не секрет, что наша речь таится на кончиках пальцев. Многими исследованиями подтверждено: развитие мелкой моторики рук напрямую взаимосвязано с речевой активностью и интеллектом в целом. Поэтому педагоги, психологи, логопеды в один голос советуют родителям развивать у детей мелкую моторику. Какие игрушки помогут в этом важном начинании?

Для малышей первых трех лет жизни развитие мелкой моторики особенно важно. Именно в этот период происходит активное развитие мозга ребенка, налаживание межполушарных связей. Конечно, малыш получает массу тактильной информации, обращаясь с обычными бытовыми предметами. Но можно разнообразить его досуг и предложить специальные игрушки, которые направлены на развитие мелкой моторики.

Игрушки для самых маленьких

С самого раннего возраста вы можете помочь своему малышу развивать мелкую моторику. Для этого понадобятся, в целом, простые игрушки.

Отличным тренажером, проверенным временем, является пирамидка. Ребенок с ее помощью тренирует глазомер, координацию. После того, как малыш освоит нанизывание колец, можно подключить понятия «цвет», «размер». В магазинах вы найдете деревянные и пластмассовые пирамидки, классические с кольцами и необычных форм. Самые необычные – пирамидки из стаканчиков или разноцветных дуг. Потому в вашем доме может поселиться несколько пирамидок, они разные и каждая несет свою пользу малышу.

Полезной игрушкой будет и «стучалка» с молоточком. Принцип игры с ней аналогичен – нужно попасть молотком по брусочку и передвинуть его в положение вниз. Обычно брусочки раскрашены в разные цвета, что так же дает основу для более сложных заданий: «Сначала опусти красный брусок, а следом за ним – желтый».

Отдельно стоит сказать про шнуровки. Они помогают совершенствовать координацию и познавать причинно-следственную связь. Можно предложить малышу «бусы». Вначале он будет стараться попасть «иголкой» шнурка в отверстие и нанизать элементы.

А позже научится составлять последовательности по форме элементов или цвету. Не менее интересны и сюжетные шнуровки: ёжик и яблоко или кусочек сыра с дырками. Посмотрите, какой игрушкой ребенок заинтересуется в магазине.
Предложите малышу пазл. Не тот, что складывается в картину из 100 деталей. А пазл для самых маленьких, когда картинку нужно дополнить элементом. Детям нравятся деревянные пазлы, их детали довольно крупные и легко попадают в подходящие для них выемки. Тема пазлов может быть самая разная – от форм и цветов до одень куклу по временам года.

Для чего нужен бизиборд?

Вам хочется приобрести сразу одну игрушку, которая будет целенаправленно развивать мелкую моторику ребенка? Тогда вам нужен бизиборд!

Бизиборд – в переводе значит «занятная доска». Это просто квинтэссенция всего, что можно представить для мелкой моторики! Собственно, сама игрушка была задумана именно с целью занять маленькие ручки малыша. А для этого пригодится… да буквально все, что есть под рукой.

Главное только хорошенько закрепить элементы. И вот на основании игрушки (деревянном ли, поролонном ли) появляются молния-застежка, всевозможные крючки, защелки-щеколды, пружинки, открывающиеся окошки, вилки-розетки, кнопки, пуговицы. Порой добавляются световые и музыкальные элементы. Перечислять варианты «наполнения» бизиборда можно долго. Производители предлагают самые разные варианты. Часто делают сюжетные игрушки, например, домик мишек или морской берег. Став постарше, ребенок сможет придумать целую историю, продолжая играть с элементами.

Обычно бизиборд становится интересен детям в возрасте года. Все элементы можно крутить, открывать, тянуть, щупать. Производители стараются использовать разные фактуры, материалы, цвета, чтобы максимально разнообразить познавательный процесс. Бизиборд очень быстро стал популярной игрушкой. Сейчас можно найти бизиборд с креплением для автокресла или даже «ручной» куб, который так удобно исследовать в поликлинике или на почте. Можно сделать игрушку и своими руками: в интернете найдется масса мастер-классов на эту тему.

Игрушки для детей от года до трех

В указанный возрастной период мозг ребенка обрабатывает массу информации. Малыш интересуется всем вокруг, копирует поведение взрослых, взаимодействует с другими детьми. Именно в это время формируются предпосылки к связной речи. И родителям особенно важно, развивая ребенка, не забывать о моторике. Какие игрушки могут быть интересны в этом возрасте?

Сортер, пожалуй, первая игрушка, которая приходит на ум при ответе на данный вопрос. Цель ребенка – попасть всеми деталями в подходящие отверстия, рассортировать их (отсюда и название игрушки). Форма сортера может быть, какой угодно: кубик, живот мишки, корабль. Детали тоже разные, но чаще всего встречаются разноцветные геометрические формы. Эта игра помогает малышу пощупать все формы, тактильно понять их отличия, а потом соотнести визуально с прорезью по форме детали. Поначалу задание кажется очень сложным. Ребенок пытается засунуть формочку внутрь всеми правдами и неправдами.

Терпение и многократная демонстрация собственных действий несомненно приведут вас к успеху!

Принято считать, что конструктор – это игрушка для дошкольников. Не совсем так. Старшие по возрасту ребята стоят разные конструкции по личной инициативе, играют в архитектора, сюжетные игры с постройками. Задача малышей иная. Им важно понять, как две детали становятся одним целым, построить что-то в разных направлениях (например, вверх и в сторону). Поэтому конструктор является важной «малышковой» игрушкой. Более того – игрушкой тактильной. Выпуклые элементы и выемки как нельзя лучше воздействуют на маленькие пальчики. А для соединения элементов ребенку потребуется серьезная концентрация. Производители предлагают специальные линейки для самых маленьких. В них предусмотрены крупные детали, разные по размеру и виду, довольно легкое крепление элементов, разные развлекательные опции (свет, звук, движение элементов).

Если ваш малыш уже понимает, как собрать из деталей одно целое, пришло время играть в мозаику. Конечно, начинать стоит с самых простых фигур и рисунков. А крепление мозаичных элементов вы можете выбрать самое разное – магнит, «гвоздик», соты, пазл. Самым маленьким подойдут мягкие мозаики из EVA материала, из трех-четырех деталей получится фигурка. А для более «продвинутых» игроков есть даже аква мозаика!


Развивающая игрушка — книжка своими руками

Автор пособия — воспитатель Шепелева Татьяна Викторовна

МАУ ДО «Сорокинский центр развития ребёнка – детский сад №1»

Игры, игрушки для чего они нужны?

Игрушка – это не только развлечение, но и средство для развития ребенка, они развивают мелкую моторику рук, логическое мышление, воображение, чувство цвета, творческие способности ребенка.

Игрушки бывают разные, и очень часто покупаешь в магазине игрушку, а ребенок поиграет с ней пять-десять минут и забросит. 

Ведь интересную развивающую игрушку- книгу можно сделать своими руками. 

Ни для кого не секрет, что дети пробуют мир на ощупь.

Все, кто занимается с детьми, хотят, чтобы ребенок рос здоровым, умным, успешным. Для достижения этой цели на одном из родительских собраний было предложено изготовить книгу самоделку, принимались самые разные предложения,  идеи от родителей, собирали материал и вот создали вот такую самодельную развивающую книгу, которая служит прекрасным дополнением к магазинным игрушкам, книгам.

У нее есть свои плюсы. Натуральность тканей, чистота, возможность все детали для книги выбрать лично, проверить их на прочность, внести нужную смысловую нагрузку. Есть место для импровизации и полета фантазии.
Финансовая сторона также привлекательна, как правило, книга изготовлена из подручного и бросового материала, который есть дома. Различные лоскутки тканей, пуговицы, паетки, бусины, шнурки, замки, тесьма…  Покупать пришлось только мелочи. 
Итак, Развивающая книга для детей «Умничка». 

Книга содержит задания и упражнения для сенсорного развития, мелкой моторики рук, логического мышления, воображения, пространственного представления, речи, творческих способностей ребенка.

 Все упражнения просты для выполнения. Их регулярное повторение способствует развитию общей, мелкой и артикуляционной моторики, ловкости и координации движений, освоению предметной деятельности. Оказывает благоприятное влияние на развитие логического мышления, внимания, памяти, пространственных представлений.

Пособие могут использовать родители, логопеды, психологи, воспитатели дошкольных образовательных учреждений.

Наша книга удобна еще тем, что ей может играть не только один ребенок, а сразу несколько, так как у нашей книги каждая страничка отсоединяется, ребенок как самостоятельно так и под руководством воспитателя узнает и познает странички развивающей книги.

Обложку развивающей книги мы сделали из приятного на ощупь материала и сделали аппликацию в виде цветочка из разных лоскутков ткани. На этой страничке можно изучать названия цветов.  

На обратной стороне мы изобразили девочку, сделали ей косички, пришили бусы. Ребенок может делать прическу, плести косы собирать их в хвостики, закрепляя крючочками.

Развивает воображение, логику, моторику рук. 

Вторая страница изготовлена из простой ткани. Нашили аппликацию с изображением улитки, на спине которой вшит шарик для логического мышления, развития мелкой моторики. В левом углу пришит цветочек, под которым спряталась бабочка, служит для мыслительной и речевой деятельности. 

На обратной стороне второй страницы мы изобразили божью коровку, пришили пуговки, с помощью которых крылышки божьей коровки отстегиваются и божья коровка машет ими, а ребенок учится застегивать и расстегивать пуговки. В правом верхнем углу пришили юбочку на ремне, где ребенок учится расстегивать ремень, а в правом нижнем углу изобразили лесенку и на каждой лесенке нанизали бусинки, пуговки, где ребенок закрепляет понятия «один», «много», развивает мелкую моторику рук, воображение, логику, пространственное представление. 

На следующей странице «Развивающей книжки своими руками» мы сделали сюжетную аппликацию. На которой изобразили облака, солнце, дерево – яблоню, ёжика, травку, листик. На дереве-яблоне растут яблоки, они опадают, их может нести на себе ежик, под листиком спряталась игрушка,  в травке пришили бусинки, ребенок развивает тактильные ощущения и моторику рук, развивает память, речь, воображение. 

На обратной стороне страницы мы пришили варежку, в которой тоже находятся предметы разной формы и структуры, трогая и ощупывая ручкой, ребенок развивает тактильные ощущения и моторику рук. В левом верхнем углу пришили молнию, где ребенок будет учиться расстегивать и застегивать замочки, параллельно развивать логику и мелкую моторику рук, а также сделали шнурочки, которые двигаются,  и с помощью которых ребенок будет закреплять понятия «вверх-вниз», «вправо-влево». 

Следующая страница изготовлена из трех полос ткани на которых нашиты пленка в которых вшиты и двигаются на веревочках: машина – едет, пароход – плывет, самолет – летит. Дети учатся различать действия предметов, развивают пространственное представление, логику, мышление, речь.


На обратной стороне страницы мы сделали воздушного змея, листочек, ёлочку, гусеницу. Данная страничка способствует развитию, воображения, творческих способностей, математических понятий и фигур, подготавливает к изучению счета. 

Другая страница «Книжки своими руками» изготовлена для развития воображения, творческих способностей, развития мелкой моторики, речи… Здесь мы сделали тесьму на которой прикрепили крокодила, он может двигаться, открывать пасть и даже делиться на части. 

На другой стороне сделана аппликация, под которыми спрятаны любимые герои мультфильмов.


На последней страничке мы пришили боксерскую перчатку, клоуна и ремень. Здесь мы сделали два вида шнуровок, проделали яркие шнурки, бантик, который потерял клоун и его необходимо прикрепить на место.  Играя, ребенок будет развивать мелкую моторику, логику, мышление, воображение. Способствует развитию речи, развивает творческие способности. 

 На обратной стороне пришила красивый накладной карман, в котором спрятаны тесемки с бусами ими дети очень любят играть при этом развивается моторика, мышление, воображение. 

Рекомендуемая литература

Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. М.: Просвещение, 1988.
Запорожец А.В. Психологическое изучение развития моторики ребенка-дошкольника // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А.Н.Леонтьева и А.В.Запорожца. М., 1995. С. 112.
Обухова Л.Ф.Возрастная психология. М.: Педагогическое общество России, 2004.
Косинова Е. Пальчиковая гимнастика. М., 2003.
  Рогожина Е. Упражнения на развитие мелкой моторики // Дошкольное воспитание. 1998. № 9. – С. 41
Савина Л.Д. Играем пальчиками. М., 2001.
Ткаченко Т. Использование физминуток для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи // Дошкольное воспитание 1983. № 3. – С. 36
 Утехина К.. Развитие графических навыков письма у дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. № 5. – С. 12
Цвинтарный И.Б. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб, 1999.

«Свидетельство о публикации»  Серия А № 0002113 отправлено 6 августа 2013 г. квитанция №  62502663120083

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
— Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
— Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. «Детские сады Тюменской области» официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 — 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем «Свидетельство о публикации» в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. «Свидетельство о публикации» в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец «Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ».pdf

Игрушки для развития мелкой моторики у малышей | Дзержинск рф

Мелкая моторика обеспечивает способность совершать точные движения кистями и пальцами рук. Ее тренировка важна не только для улучшения координации, но и для активации зон головного мозга, отвечающих за речь, память, внимание и мышление. Связь между этими процессами давно доказана учеными. Об игрушках, помогающих развивать мелкую моторику у детей, нам рассказали эксперты фабрики «Алатойс» https://alatoys-market.ru. Об этом наша статья.

Развивающие игрушки-тренажеры для мелкой моторики

Малыши, уверенно владеющие своими руками, быстрее начинают говорить, они сообразительнее, внимательнее, легче и лучше учатся в школе. К сожалению, этот навык не дается от рождения, его, как и многие другие, нужно развивать.

Психологи советуют начинать занятия с детьми как можно раньше, когда они только научатся удерживать в руках предметы, и работать в этом направлении как можно дольше. Для тренировки моторики существуют специальные игрушки, разработанные для этой цели:

  • Сортеры. Они предназначены для детей от 6 месяцев до 3-4 лет. Самые простые сортеры представляют собой рамку с углублениями, для которых дети должны подобрать деталь такой же формы. Для облегчения задачи, в моделях для самых маленьких, углубления и детали соединены шнурочками. Дошкольникам подойдут сортеры в виде контейнера с отверстиями или варианты, напоминающие по конструкции пирамидки, но с несколькими штырьками.
  • Шнуровки. Обычно они изготавливаются из дерева или фанеры и состоят из панели (обычно в виде фигурки забавного животного или мультяшного героя) с отверстиями и шнурка. Порядок действий для начала не важен. Главное — попасть шнурком в отверстие. Для детей старшего дошкольного возраста подойдут игрушки-шнуровки с элементами в виде разноцветных бус разной формы или с нанесенными на них цифрами, буквами. Игра становится сложнее: к тренировке координации движений добавляются обучающие упражнения. Взрослый предлагает нанизать на шнурок элементы в определенном порядке. Дети тренируют внимание, запоминают названия цветов, геометрических форм, учат буквы и цифры.
  • Пазлы. Собирать картинки из разрозненных элементов нравится всем детям. Чтобы малышам было интересно, нужно подбирать соответствующие их возрасту наборы. Они различаются количеством элементов, их размерами, способом крепления и сюжетом изображения. Первые свои картинки, состоящие из 2-4 элементов, дети собирают еще до года. Затем количество деталей увеличивается, в подготовительной группе детского сада воспитанники с легкостью справляются с набором, состоящим из 100 мелких фрагментов.
  • Бизиборды. Это фанерный стенд с закрепленными на нем игрушечными предметами, в точности имитирующими настоящие. Это могут быть: выключатели, вилки, розетки, замки, часы, календари, шестеренки, молнии, лампочки и т.д. «Запрещенные» в обычной жизни предметы, как магнит, притягивают детей от года до 3 лет. Они буквально «приклеиваются» к этой доске: крутят стрелки, щелкают выключателем, пытаются вставить вилку в розетку.

Эти и многие другие деревянные игрушки можно приобрести на сайте фабрики «Алатойс» https://alatoys-market.ru/izgotovlenie-igrushek-pod-stm. В ассортименте — дидактические пособия для детей любого возраста.

Задача родителей — не только купить нужные пособия для развития ребенка, но и научить ими пользоваться, вовремя направлять и подсказывать. Приложив немного усилий, вы увеличите шанс ребенка стать хорошим учеником в школе, а значит — грамотным и успешным человеком в будущем.


Monday, 8 February, 2021 — 14:38. Возрастное ограничение 18+

Развиваем мелкую моторику – автоматизируем звуки.

Игры своими руками

Игра является самой доступной формой деятельности дошкольников. Именно в игре у детей формируются навыки познания, упражняется воля, стимулируется развитие мышления, раскрываются природные способности. Невозможно переоценить роль дидактических игр в развитии речи детей дошкольного возраста.

Работая с детьми дошкольного возраста, учитель — логопед учит детей правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях; чётко дифференцировать все изученные звуки; различать понятия «звук», «твёрдый звук», «мягкий звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне должен уточнить и закрепить у детей произношение сохранных звуков, сформировать правильные артикуляционные уклады звуков, произношение которых нарушено; автоматизировать эти звуки в речи, развить фонематический слух и фонематическое восприятие и на основе этого осуществить дифференциацию поставленных звуков в речи.

Известно: уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.»
В.А.Сухомлинский.

Доказано учёными: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее — от пальцев.

В настоящее время перед практикующими логопедами нет проблемы в выборе пособий по автоматизации и дифференциации поставленных звуков. В книжных магазинах достаточно большой выбор ярких эстетично оформленных пособий. В начале своего творческого пути только такими пособиями я и пользовалась. Но впоследствии я стала создавать собственные пособия своими руками и применять их в работе с детьми. Мое внимание привлекло то, что такие игры вызывают больший интерес у детей по сравнению с фабричными изданиями.

Поэтому я подобрала и разработала систему игр, игр — упражнений для детей и предложила педагогам, целью которой является мелкая моторика пальцев рук и автоматизация поставленных звуков. (см. приложение)

Предлагаю несколько вариантов игр и игр - упражнений по развитию мелкой моторике рук и автоматизации звуков.

1. «Мы строим дом»

Цель игры: закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие, мелкую моторику.

Материал: на квадрате предметные картинки в окошечках и на треугольнике (крыша).

Ход игры: ребёнок подбирает картинку на заданный звук и ставит в определённое окошечко. Например: в слове дятел звук «Д» находиться в начале слова. Картинка ставится в первое окошечко. И пальчик «протягивает звук Д».

2. «Укрась одежду».

Цель:

  • Закрепить названия предметов одежды.
  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Воспитывать художественный вкус.

Цель игры: автоматизация поставленных звуков в словах, фразах, развитие фонематического слуха, мелкой моторики.

Материал: бумажная кукла, украшение для одежды.

Ход игры: детям предлагается назвать предметы одежды, украсить цветными деталями. Перечислить, какая бывает одежда, из каких материалов сшита или связана и т. п.

3. «Забавные камешки»

Цель игры: закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие, мелкую моторику.

Материал: Картинки распечатанные на принтере, изображающие силуэты разных предметов, в названии которых есть заданный звук (по форме картинки выкладываются камешки).

Ход игры: Ребёнок подбирает камешки по величине указанной на карточке, повторяя форму картинки.

4. «Волшебные палочки».

Цель: Развивать мелкую моторику рук. Формировать навыки счета.

Закреплять названия геометрических фигур. Развивать фантазию.

Материал: карточки с заданием, палочки.

Ход игры: логопед знакомит ребенка с ходом игры:

1. Выложить фигуру на столе на карточку.

2. Сосчитать палочки в фигуре.

3. Самому придумать и выложить фигуру.

5. «Собери слово»

Цель игры:

  • расширить словарный запас, научить пользоваться синонимами, словами — обобщениями;
  • учить составлять слова, делить слова на слоги; читать по слогам; развивать мелкую моторику.

Материал: фанера, обклеенная самоклеющейся плёнкой, прозрачные кармашки, картинки, карточки со слогами.

Ход игры: ребёнок выбирает карточку с тремя картинками и по первым слогам слов картинок составляет слоги, вставляет в окошечки под карточкой, затем прочитывает получившиеся слова.

6. «Живая картина»

Цель игры: автоматизация поставленного звука в словах, развитие фонематического восприятия, развитие мелкой моторики, закрепление диких, домашних животных и их жильё; деление слов на слоги; нахождение заданного звука в слове.

Материал: основа пособия — фанера, вырезанная в форме прямоугольника. В ней проделаны отверстия и вставлены светодиоды. Прикреплена стольная лента, на которой расположены магнитные буквы. Животные съёмные, крепятся на липучку. За картиной расположена батарейка и проводники.

Ход игры: логопед предлагает ребенку поделить слова на слоги, закрепить понятие дикие, домашние животные. На заданный звук найти картинку присоединяя проводники к контакту и если ребёнок присоединяет правильно, лампочка загорается. Животные меняются с помощью липучки.

7. «Волшебная дощечка»

Цель игры:

  • учить ориентироваться на плоскости. Развивать логику, воображение, усидчивость, внимание, мелкую моторику рук.
  • формировать навыки счета.
  • закреплять названия геометрических фигур.

Материал: Основа пособия — фанера, вырезанная в форме квадрата. По краям квадрата расположены шляпки канцелярских кнопок, на которые крепится резинка.

Ход игры: Простой в использовании и в то же время функциональный игровой материал позволяет ребёнку сконструировать на плоскости множество различных изображений (цифры, буквы, геометрические фигуры, узоры, предметы быта, животные). Рисование «резиночками» даёт ребёнку уникальную возможность «прочувствовать пальцами» форму геометрических фигур, изображаемые силуэты.

8. «Кто летит на луну?»

Цель игры: автоматизация поставленного звука в словах, развитие мелкой моторики, закрепление диких, домашних животных и их жильё.

Материал: Основа пособия — фанера, вырезанная по форме ракета. В ней проделаны круглые отверстия, перекрывающиеся дверками, которые в свою очередь закрываются на замки. За дверками предметные картинки с автоматизируемым звуком. Наверху и по краям корабля расположены шляпки канцелярских кнопок, на которые крепятся резинки.

Ход игры: логопед задает вопрос: «Кто летит в каюте № 3?». Ребенок открывает дверку и называет владельца каюты.

Из резинок выкладывается любая форма, буква по фантазии ребёнка.

9. «Пишем маркером»

Цель игры:

  • автоматизация поставленного звука в словах; развитие мелкой моторики;
  • зрительного восприятия;
  • пространственных ориентировок;
  • совершенствование навыков правильного захвата карандаша.

Материал: игры, сделанные на компьютере, распечатаны и заламинированны.

Ход игры: ребёнку даётся задание: помоги мальчику добраться до молотка с гвоздями. Мальчик может проходить только там, где лежат предметы, начинающиеся на букву «Т». Или помоги зайчику добраться до морковки. Проходить можно только там, где лежат предметы, начинающиеся на букву «Л» и т. п.

10. «Шнурочек и прищепки»

Цель игры: развитие мелкой моторики, творческие способности фантазию, эстетическое восприятие. Закрепление цвета. Формировать у ребёнка понятие счёта.

Материал: разноцветные шнурки, прищепки, шаблоны.

Ход игры: ребёнку предлагается заплести косичку, можно вплести бант.

Прищепки можно прикреплять к краям на равном удалении друг от друга (это развивает у ребёнка чувство ритма). Можно попросить ребёнка положить в коробку сначала красные прищепки, потом синие, желтые и т. д.

Другой вариант игры: ребёнок на одинаковые по длине полоски прикрепить такое количество прищепок, которое соответствует названной (или нарисованной) вами цифре.

11. «Забавная фасоль»

Цель: развитие воображения, тактильных ощущений, мелкую моторику.

Материал: Коробка, фасоль, мелкие игрушки.

Ход игры: Дети на ощупь угадывают игрушку описывают её и называют, на какой звук начинается слово. Пример: слово кот начинается со звука «К», в слове кот 3 звука и ребёнок по порядку называет К О Т.

12. Игра «Собери картинку»

Цели: ввести в активную речь ребенка новые слова (живот, голова, лапы, уши, слева, справа), закрепить навыки ориентировки на плоскости и знание основных цветов (красный, синий, желтый). Развитие мелкой моторики.

Материал: Напечатанные и заламенированные части деталей.

Ход игры. Ребёнок показывает и называет мишку, его живот, голову, уши, лапы. Можно предложить ребёнку сосчитать сначала уши, а потом лапы. Ребёнок собирает изображение мишки из предложенных деталей.

Дополнительно ребёнку предлагаются задания: поместить желтую пуговицу слева, а синюю справа, а потом наоборот. Ребёнок выполняет задания и комментирует свои действия.

13. «Замок звуков»

Цель: развивать фонематический слух, мелкую моторику, зрительную память.

Материал: Основа пособия — картон, вырезанный по форме замка. На нём расположены окошечки с буквами.

Ход игры: ребёнок ставит букву в окошечко, даёт характеристику этого звука, называет слова с этим звуком (буквой), место нахождения этого звука в слове, делит слова на слоги.

Нужно сделать всё, чтобы наши дети росли здоровыми и уверенными в себе!

виды обучающих средств для дошкольников

Своевременное и всестороннее развитие мелкой моторики детских рук — чрезвычайно важный аспект работы с детьми дома и в ДОУ. Каждый родитель обязан знать, что детская мелкая моторика — это природная способность к выполнению ловких и четких движений кистями и пальцами.

Интересные факты о моторике

Координация охватывает деятельность костной, нервной, мышечной системы. В сферу моторики рук входит целый спектр жестов, таких как захват предмета, рисование, письмо.

Суть мелкой моторики

Чтобы дети дошкольного возраста развивались гармонично, родители и воспитатели должны знать все особенности детской психики и применять проверенные средства формирования важных навыков.

Правильная тренировка мелкой моторики ребенка — основополагающий аспект детского развития в целом. Эта сфера умений закладывается уже в тот период, когда ребенок считается новорожденным.

Самые маленькие дети пользуются мелкой моторикой таким образом, что вначале только рассматривают и изучают собственные конечности. Вскоре они обучаются управлению руками.

В раннем возрасте ребенок захватывает игрушки и другие вещи ладонью. По мере развития он учится пользоваться при захвате предмета двумя пальцами, задействованы указательный с большим пальцем.

Чем раньше дети осваивают правильный захват предметов, тем правильнее и удобнее они будут держать свою первую ложку для приема пищи, затем карандаш и кисточку для творчества.

надевание разноцветных резинок на пальцы рук по схемам, изображенным на рисунках

Цели тренировки мелкой моторики

Родители должны понимать, для чего надо уделять так много внимания развитию моторики. С ребенком стоит усиленно заниматься в то время, пока он посещает ясли (1,5-2 года), первую и вторую младшую (2-4 года) группу, среднюю (4-5 лет) и старшую (5-6 лет) группу детского сада. Дело в том, что на завершающем этапе обучения и воспитания в ДОУ, в подготовительной (6-7 лет) группе, проводится немало тестов на предмет готовности к освоению программы в школе.

Познавательные процессы и другие аспекты зависят от совершенства мелкой моторики. Когда в этой сфере полный порядок, ребенок предрасположен к успешному обучению письму, способен на логические мыслительные операции, умеет продуктивно рассуждать, имеет отличную память, потенциал к эффективной концентрации внимания, богатое воображение и при общении использует связную правильно построенную речь.

Ход развития моторики

Мелкая моторика формируется не сразу, а по определенной, постепенно прогрессирующей схеме. При этом у каждого ребенка индивидуальный сценарий развития.

У маленьких детей преобладают неловкие и даже потешные движения. Вскоре тело начинает работать гармоничнее и точнее. Чтобы процесс становления моторики проходил быстро и качественно, рекомендуем практиковать развивающие игры. О том, как развивать ребенка в этом направлении, детально рассказано ниже.

сопоставление цветов путем надевания обрезанных крышечек от фломастеров на раскрашенные в разные цвета ватные палочки

Особенности развития ручной моторики

В сфере совершенствования детской моторики имеется важный нюанс. Следует обратить внимание на то, что именно мелкая моторика плотно взаимосвязана со сферой восприятия, памятью, детской нервной системой, областями внимания и зрения.

Научно доказано, что у детей, виртуозно владеющих руками, лучше всего развита речь. Так происходит потому, что моторный центр локализуется в мозге в непосредственной близи от речевого центра. Процесс обучения моторным умениям, где задействованы пальцы рук, естественным образом активируется центр речи.

Чтобы у ребенка по возрасту сформировались широкие речевые способности, стоит в играх и развлечениях стоит делать акцент на развитие мелкой моторики. Хорошо, что сегодня для этой цели производится огромное количество продуманных игрушек.

Тренируя мелкую моторику, можно значительно облегчить жизнь ребенка, ведь у него при взрослении будет стабильно быстрая реакция, красивый почерк и выраженная ловкость рук.

Чтобы дополнить программу детского сада домашним самообразованием, нужно определить способности ребенка, пройдя консультацию у специалиста. Во время разговора с психологом или другим экспертом можно обсудить волнующие вас темы и предупредить различные проблемы в развитии. Индивидуальная диагностика развития требуется не только детям с отклонениями, но и всем здоровым малышам, так как сегодня увеличивается количество психических расстройств.

Актуальность домашних занятий с детьми растет с каждым днем, так как они органично дополняют образование в ДОУ. Если вы затрудняетесь заниматься с ребенком и не можете организовать эффективные уроки в игровой форме, то просмотрите мастер-классы в интернете или запишите ребенка в платный кружок. Итак, польза развития мелкой моторики очевидна. Далее разберем наиболее популярные виды обучающих занятий.

сопоставление цветов путем вставки самодельных цветочков из деревянных палочек и картона в задекорированную упаковку из под куриных яиц

Обучающие средства для мелкой моторики

Традиционные методы развития мелкой моторики рук детей

Всем родителям следует ознакомиться с общепринятыми техниками тренировки детской моторики.

Массаж рук

Несложная техника, способствующая более эффективному развитию моторики, это массаж детских ладоней и пальцев. Можно произвольно гладить, массировать и водить в разных направлениях своими пальцами по руке ребенка и сочетать эти действия с веселыми стишками. Например, рассказ про сороку-ворону.

Закрывание крышек

Прекрасная тренировка для кистей — завинчивать и наоборот развинчивать крышки, используя бутылки или банки разных форм и размеров. Вскоре руки станут ловкими. Эта увлекательная игра не наскучит.

самодельная игрушка из картонной коробки с отверстиями, куда вставлены верхние части пластиковых бутылок, для развивающей игры в завинчивание крышек (также хорошо использовать бутылки разных цветов с соответствующими крышками или бутылки с разным диаметром горлышка, чтобы каждую крышку можно было прикрутить только к определенному основанию, а к другим она не подходила по цвету или размеру)
Занятия лепкой

Лепить из пластилина поделки могут все дети. В зависимости от возраста и предпочтений берем тесто, пластилин или глину, для удобства используем доску. Например, слепите ежика, собаку или других простых животных. Также навыки лепки пригодятся при совместном изготовлении фигурок домашней выпечки. Ребенок будет в восторге от того, что помогает родителям, и одновременно разовьет кисти.

Классическая игра в Ладушки

Разные вариации веселой системы хлопков исполняем вместе с ребенком. Благодаря такому развлечению он быстро научится выпрямлять кисть и сильно хлопать, это полезно для моторики.

Аппликации

Стоит приобрести безопасные ножницы для детей, удобный клей-карандаш, картон и бумагу разных цветов. Несложно и интересно обучать ребенка созданию красивых композиций. Можно выстригать фигуры (квадраты, кружки) и наклеивать их в виде композиции, изготавливать снежинки. Помимо моторики аппликации развивают способность к творческому взгляду и пространственному мышлению.

Игры с бумагой

Для самых маленьких детей, от 7 месяцев, есть отличное занятие, которое может надолго увлечь и прекрасно развить способность владеть ручками. Упражнение может протекать как изучение свойств бумаги, ребенок может ее мять, рвать, бросать. При чтении книг после года пусть ребенок сам листает странички. Также можно изготавливать книжки своими руками. Разработать проект, заготовить детали и написать текст можно совместно, а завершать процесс будет ребенок — он сможет склеить детали по вашей инструкции.

Интеллектуальные игры с мелкими элементами

Обратите внимание на такую игру как пазлы и мозаики. Приобретайте такие товары в соответствии с возрастом. Обычно для детей младше 3 лет более крупные детали. Собирая пазлы и картины из мозаики регулярно, мы тренируем воображение.

Раскраски и рисование

У детей активно развивается фантазия и интеллект, когда они обводят в рабочих тетрадях контуры по пунктиру, раскрашивают, рисуют на доске. Кроме освоения раскрасок рекомендуем ознакомиться с прописями.

Бусы для игр

Отлично, если у мамы есть бусы из элементов разных цветов, форм, размера. Пусть малыш их перебирает время от времени, надевает на куклу или родителей.

Пуговки и шнуровки

Проверенная гимнастика для рук — это расстегивание, застегивание и вставка шнурков в отверстия. Застежки можно найти в одежде. Дети любят самостоятельно расстегивать молнии, учатся работать с пуговицами. Можно изготовить коврик с пуговками, куда можно пристегивать детали. В итоге, мы развиваем руки и приобретаем самостоятельность.

Миски-вкладки

В магазине можно приобрести набор мисок, которые вкладываются друг в друга. Играя с ними ребенок учится отличать большое от маленького.

Складывание горошка в банку

Берем горошинку пальчиками, кладем в банку, закрываем крышку. Наполнение тары горошинами не подходит для слишком активных детей.

Игра с крупой

В любых емкостях можно играть с крупами. Для совершенствования моторики и обострения тактильных возможностей. Можно насыпать несколько видов круп и предоставить их ребенку.

Игры с песком

Купите кинетический песок, рассыпьте его на горизонтальной поверхности. Любого ребенка легко завлечь такой игрой. Эта субстанция приятна на ощупь, не пахнет, не липнет к рукам, не пачкает стол. Если у вас имеется только обычные песок, то на нем можно порисовать.

Пальчиковые игры

Можно использовать пальчиковые игры из интернета или книжек, а также изобретать собственные вариации. Такие занятия, бесспорно тренируют моторику и развлекают ребенка.

Нетрадиционные техники совершенствования мелкой моторики

Также существуют непопулярные инновационные идеи тренировки детской моторики. Нестандартное оборудование для занятий можно купить в магазине или найти дома.

Рисование пальцами

Чтобы изобразительная деятельность принесла массу удовольствия и пользы, не используйте кисти. Базой может быть как альбом, так и мольберт. Панно может быть изображено на простыне, ватмане. У детей получаются удивительные картинки. Не жалейте детскую одежду, лучше обращайте внимание на творчество. Существуют специальные краски для пальчиков. Можно создавать ладонью радужные рисунки и дорожки, окрасив каждый палец в разный цвет.

Прищепки

Замечено, что детей забавляют бытовые прищепки. Дайте задание прикрепить их куда-либо.

поделки с бытовыми прищепками
Точечные рисунки

Дошкольники отлично осваивают технику рисования пальцами методом точек. Ставятся одна за другой точки, пока не получится нужный рисунок.

Аппликации кусками ткани

Оригинальные картины получаются, когда дети создают их при помощи мелких кусков ткани. Чтобы сделать инструмент для творчества, берем мешочек, куда собираем побольше разноцветных тканевых обрезков либо ниток. Для создания картины нужно приклеивать этот материал на бумагу в пределах определенных контуров.

аппликации посредством вклеивания в контуры на рисунке такого количества круглых или шарообразных элементов, какое число точек выпадет на игровом кубике
Мягкие книжки

Можно купить практичные и полезные мягкие книжки, где представлены различные фактуры. Такие развивающие материалы можно сшить и склеить самостоятельно.

Подушка

Если у вас есть склонность к рукоделию, изготовьте развивающую подушку, куда пришито много интересных для исследования тканевых предметов, пуговиц, бусин. Ребенок будет с удовольствием изучать ее.

Рисование набрызгом и мелками

Примените технику набрызга или порисуйте мелом. Главное, чтобы у ребенка было желание изобразить интересные для него объекты.

Рисунки-отпечатки

В этой технике все просто, используются совершенно любые краски и вместо кисти предметы для создания оттиска. В качестве основы можно взять листочки деревьев или кусок поролона.

Кляксы

Детям нравится выдувать краску через трубочку, образуя смешные кляксы. Из клякс можно создавать композиции или просто фантазировать на тему того, на что похожа клякса.

Трафарет

Трафареты можно купить или вырезать самостоятельно. Через трафареты рисуем все или только некоторые объекты будущей композиции.

Мячик

В продаже имеются небольшие мячики с рельефной поверхностью. Такие непременно должны быть у вас дома.

Сортеры

Детский сортер подбирается по возрасту и может выглядеть как куб, домик или машинка. Чаще вставляйте фигуры в соответствующие им отверстия.

По мере взросления ребенка, обязательно приобретайте наборы для мелкой моторики, которые созданы специально для детского творчества. Существуют комплекты для мальчиков и девочек с приложенной инструкцией. Творите вместе с детьми и результат доставит вам истинное удовольствие.

Развитие ребенка: мелкая моторика

Развитие ребенка: мелкая моторика


Как мама, вы, наверное, привыкли слышать термин «моторика». На самом деле, на этом этапе жизни вашего ребенка вы, вероятно, уже начали пытаться развивать мелкую моторику. Вы прочитали десятки статей, прикололи миллион значков и сосредоточились на развитии моторики в дошкольном классе. Но каков реальный результат развития мелкой моторики? Как вы можете помочь своему ребенку развиваться до того, как он пойдет в дошкольное учреждение?
Сначала поговорим о том, что такое моторика.Мелкая моторика — это навыки, которые включают координацию мелких мышц рук и ног вашего ребенка с глазами. Развитие мелкой моторики в первую очередь подготовит вашего ребенка к развитию крупной моторики в дальнейшем. Крупная моторика – это движения руками, ногами и всем телом. Ползание, бег и все, что между ними, — это навыки крупной моторики.
У нас есть несколько идей, как помочь вашему ребенку развить зрительно-моторную координацию и мелкую моторику. Попробуйте некоторые из этих простых действий с тем, что у вас есть дома:
Навыки мелкой моторики:

  1. Нарезание резьбы
    • Поставьте перед ребенком тарелку с ершиками и бусинами и покажите ему, как надевать бусинки на ершик.Позвольте ему попытаться сделать это самостоятельно с минимальным руководством с вашей стороны. Это может потребовать от него нескольких попыток и большого терпения, но это поможет ему развить зрительно-моторную координацию.
  2. Передача
    • Дайте ребенку две тарелки: одну пустую, а другую с помпонами или другим мягким маленьким предметом. Затем дайте ребенку набор щипцов. Попросите его переложить помпоны с одной тарелки на другую с помощью щипцов, все время не отрывая глаз от работы.
  3. Ткачество
    • Попросите ребенка помочь вам с этой мелкой моторикой. Нарежьте разноцветную плотную бумагу на толстые полоски и разложите их перед ребенком. Пусть он сплетет полоски между собой, образуя прямоугольник. Вы можете скрепить концы, когда проект будет завершен, и у вас будут салфетки ручной работы для вашего обеденного стола!

Помните, что эти занятия должны быть веселыми и запоминающимися. Вашему ребенку понравится проводить с вами время один на один, а его или ее воспитательница будет рада, что вы начали раньше!

Каковы нормальные навыки мелкой моторики в раннем детстве

В нашей статье о развитии крупной моторики в раннем детстве мы обсуждали важность развития движений и способностей тела.Наши физические способности также часто являются признаком того, что происходит и с когнитивными способностями. И нормальный рост означает, что мы развиваем новые навыки в нескольких областях. Навыки крупной моторики включают в себя «крупные» движения нашего тела, такие как поднятие тяжестей или прыжки. Например, к 5 годам дети должны уметь прыгать и прыгать. Но каковы нормальные навыки мелкой моторики в раннем детстве? Они относятся к задачам, которые мы выполняем меньшими частями нашего тела — обычно пальцами.

В этой статье мы расскажем, что должны уметь дошкольники в определенном возрасте, когда речь идет о развитии мелкой моторики.Мы также объясним, почему эти телесные навыки так важны.

Какая мелкая моторика должна быть у ребенка к дошкольному возрасту?

Мелкая моторика в раннем детстве относится к использованию мелких мышц, которые могут включать все следующие части тела:

  • Запястье
  • Руки
  • Пальцы
  • Стопы
  • Пальцы ног
  • 5 поощряя использование мелкой моторики, педагоги дошкольного образования и специалисты по развитию детей в основном озабочены тем, что могут делать наши руки.То, насколько хорошо мы координируем наши глаза с движениями рук, а также устойчивость наших рук и пальцев при выполнении определенных задач, может привести к хорошей или плохой мелкой моторике. Профессиональные термины для них включают:

    • Захватывание и ладонный захват (захват всей рукой, обычно начиная с младенческого возраста – это начинается всего за несколько секунд и перерастает в более продолжительное удержание)
    • Захватывающий захват (использование всей руки, согнутой внутрь, для сбора материалов по направлению к себе)
    • Нижний клещевой захват (использование предплечья и запястья для стабилизации указательного и большого пальцев при захвате предметов)
    • Верхний (аккуратный) клещевой захват (
    • Умение держать карандаш (умение правильно держать карандаш и писать, контролируя руку)
    • Навыки владения ножницами (использование ножниц без помощь)
    • Двусторонние навыки рук (одновременное использование обеих рук)
    • Мышечная память (повторение обычных задач без необходимости думать дважды об этом)
    • Зрительно-моторная координация (способность контролировать движения рук во время наблюдения за тем, что он делает, для руководства и точности)

    Хотя все дети развиваются по-разному, общие принципы того, каким должен быть ребенок уметь делать руками и ногами к дошкольному возрасту:

    • Возьмите карандаш или мелок и нарисуйте что-нибудь
    • Начните писать, копируя буквы или фигуры или обводя их
    • Чистить зубы
    • Умывание руки и вытирает их насухо
    • Намеренно наливает жидкость или переносит ее из одного места в другое (например, с ведром на пляже)
    • Соедините детали магнитного поезда и толкните его вперед по рельсам игрушечного поезда
    • Постройте башню из несколько блоков или деталей
    • Используйте блоки Lego
    • Используйте вилку и ложку, чтобы есть
    • Поворачивайте ручки и дверные ручки
    • Катайтесь на трехколесном велосипеде или скутере (хотя это может зависеть от того, как много времени они уделяют этому заданию), после обучения с планером (если он у них есть)
    • Держит и оживляет марионетку
    • Используйте дырокол
    • Используйте штампы
    • Разрежьте бумагу с ножницами, безопасными для детей
    • Используйте указательный палец, чтобы намеренно рисовать узнаваемые фигуры на песке или в программе для рисования на планшете (например,грамм. солнце, круг, трава, цветок или «дорога»)
    • Надевает пластиковые крышки на контейнеры и снимает их, в том числе с закруткой
    • Бусины из ниток
    • Лепить из пластилина фигурки, например, «змейку», мяч или круг, в том числе с помощью пластилина
    • Поместите большие кусочки головоломки в их формы
    • Потяните и застегните молнии
    • Используйте ремешки на липучке, чтобы снимать и надевать обувь
    • Застегивать и расстегивать одежду
    • Держите коробку для сока и использовать соломинку, не выжимая сок
    • Пить из чашки, держа ее самостоятельно
    • Ловить мяч двумя руками

    Почему важны вехи развития мелкой моторики у детей?

    Мелкая моторика во многом зависит от образования ребенка по мере его взросления.Представьте себе, что вы ходите в школу, не имея возможности держать карандаш достаточно крепко, чтобы рисовать связные буквы или цифры. Или постоянно что-то роняет. Или с трудом пользуюсь ножницами. Это основные навыки, которые понадобятся ребенку для нормальной жизни.

    Мелкая моторика помогает нам в повседневной жизни, даже во взрослом возрасте. Представьте, если бы мы не могли печатать на компьютере или касаться телефонов в нужном месте. Мы бы все пропали! Но даже без технологий нам нужны функции рук для выполнения многих фундаментальных функций; мытье посуды, еда, одевание — все это использует мышцы рук и запястий.Мы почти не думаем об этих вещах из-за мышечной памяти. Но они имеют решающее значение.

    Неправильное развитие мелкой моторики может указывать на другие проблемы. Эти мышечные движения связаны с работой мозга. Поэтому, если ваш ребенок сильно отстает, для решения этих проблем может потребоваться особое внимание. Например, у них может быть нарушение координации развития (DCD), диспраксия или дисграфия (неспособность правильно писать). Возможно, вашему ребенку понадобится помощь эрготерапевта.Тем не менее, могут быть и другие коренные причины симптомов неспособности контролировать мелкую моторику.

    Если вы обеспокоены тем, что у вашего ребенка могут быть трудности с обучением, связанные с мелкой моторикой, мы рекомендуем вам обратиться к семейному врачу. Эта статья предназначена не для диагностики, а для обучения, чтобы родители знали, на что обращать внимание.

    Как помочь ребенку развить мелкую моторику?

    Точно так же, как и при развитии крупной моторики, детям нужно много практиковаться, чтобы развить мелкую моторику.Фактически, практика может быть более важной для этих задач, поскольку они требуют большей точности с меньшими частями, чем с более крупными мышцами, используемыми для ходьбы, бега или балансировки.

    Идеи, которые помогут ребенку развить мелкую моторику, включают:

    • Поощрение детей перелистывать страницы книги во время рассказа.
    • Выполнение поделок с использованием мелких деталей, таких как вышивка бисером или размещение маленьких кусочков конфет на имбирном пряничном домике, чтобы приклеить глазурь (это может занять несколько попыток, пока они не получат желаемое).
    • Играйте с кусочками головоломки или настольными играми, в которых используются более мелкие элементы, которые нужно размещать в определенных местах.
    • Используйте пластилин для лепки фигурок.
    • Попросите их почистить зубы (взрослые могут сделать «последний штрих» после того, как у ребенка будет такая возможность).
    • Быть терпеливым, ожидая, пока они сами наденут обувь, застегнут рубашки и застегнут куртки.
    • Попросите их накрыть на стол, поставив вилку, ложку и тарелку на нужное место.
    • Пусть кормятся вилкой и ложкой.
    • Раннее начало обучения грамоте, включая письмо и рисование.
    • Используйте пальчиковую краску, или нарисуйте поднос цветным песком, или используйте крем для бритья.
    • Попробуйте держать пузыри в ванне с пеной или пускать пузыри в бутылку, держа палочку близко ко рту, чтобы выдуть.
    • Проводить время на природе, чтобы замечать мелочи; берите маленькие камни, листья или палочки, чтобы потренироваться в клещевом хвате.Играйте в песчаных или гравийных карьерах, используя руки, чтобы «сгребать» и гладить замок или фигуру.
    • Закройте воздушные карманы пузырчатой ​​пленкой.
    • Играйте в дженгу или стройте башни из блоков.
    • Подбрасывающие шарики и валеты.
    • Чаша с пластиковыми штифтами и шариком.
    • Научитесь играть на музыкальном инструменте.

    Нормальное развитие мелкой моторики в раннем детстве может нуждаться в контроле и развитии с течением времени

    Мелкая моторика в раннем детстве обычно является второй натурой.Большинство родителей едва замечают, что их дети перенимают новые привычки, потому что они настолько распространены. Более вероятно, что если ваш ребенок не может долго брать предметы или не может контролировать движения рук, вы сразу это заметите. Ненормальное будет заметно больше, чем нормальное.

    Однако, если вы беспокоитесь о том, что ваш четырехлетний ребенок еще не может держать карандаш, собирать пазлы или кататься на самокате, не переживайте. Некоторые из этих навыков сводятся к практике, как упоминалось выше.Если самокат или карандаш для них в новинку, совершенно нормально, что им потребуется время, даже месяцы, чтобы освоиться. Если они не «собираются» с простейшими головоломками на сопоставление, мы бы посоветовали следить за другими когнитивными навыками, на случай, если проблема не в мелкой моторике, а в чем-то другом. Но это может быть просто не их чашка чая. Есть разница между нежеланием делать это и неспособностью это сделать.

    Врач должен определить, развиваются ли у вашего ребенка нормальные навыки мелкой моторики.Если вы видите острую нехватку в этой области развития, мы рекомендуем вам как можно скорее обратиться к специалисту. С этими вещами раннее вмешательство может быть ключевым.

    См. похожее в нашем блоге:

    Задания на мелкую моторику и руки: 8-24 месяца

    Сидение дает новые возможности 
    Способность сидеть самостоятельно знаменует собой начало периода очень быстрого развития совместного внимания, общения и рука (мелкая моторика).

    Осмотр и изучение игрушек
    Младенцы рождаются с естественным любопытством к миру и способностью обращать внимание на интересные объекты (особенно лица и
    руки), которые попадают в их поле зрения и даже высовывают язык после наблюдения за опекуном делать то же самое.

    Многократно открывает и закрывает руки, исследуя игрушку
    Младенцы получают особое удовольствие, играя с клапанами и этикетками на игрушках.

           

    Захватывает маленькие плоские предметы между большим и указательным пальцами 
    Обратите внимание, как Лили (9 месяцев) осторожно кладет руку, готовясь схватить клапан игрушки.

            

    Тратит время на изучение новой игрушки двумя руками
    Младенцам требуется время, чтобы осмотреть новую игрушку обеими руками.Игрушку переворачивают, переворачивают, встряхивают и стучат по твердой поверхности, пробуют на вкус.

    Они также наблюдают за своими руками и внимательно осматривают игрушку.

        

    Визуально осматривает игрушку — переворачивает ее
    Младенец с большим интересом смотрит на игрушку, поворачивая ее и рассматривая со всех сторон.

    Это визуальное исследование важно для создания связей в мозгу, которые связывают то, что видит младенец, с тем, как игрушка ощущается и ведет себя, а также с движениями рук, которые используются для захвата и перемещения игрушки.

             

    Регулирует форму и положение руки, готовой к захвату
    Здесь вы видите, как Уилл в возрасте 10 месяцев разжимает пальцы и выравнивает руку, готовясь схватить игрушку, с левой рукой.

    В этом возрасте рука все еще будет открываться намного больше, чем нужно для действия.

             

    Встряхивает игрушку, чтобы узнать, издает ли она шум 
    Если игрушка не издает шума, младенец обычно прекращает тряску.

    Если игрушка издает шум, младенец несколько раз встряхнет ее, прежде чем продолжить исследовать игрушку разными способами.

          

    Кратковременно берет в рот игрушку, чтобы исследовать текстуру и вкус
    В возрасте 8–10 месяцев младенец все еще проводит некоторое время, исследуя вкус и текстуру игрушки ртом. Однако это обычно довольно короткое время, и младенец быстро переходит к изучению игрушки разными способами.

     

    Передаёт игрушку из одной руки в другую|
    Младенцы многократно перекладывают игрушки из одной руки в другую.Это важно для обучения использованию двух рук вместе, в том числе для перемещения рук в нужное место в нужное время.

              

    Подходит и поднимает большой предмет двумя руками
    Младенец быстро понимает, когда для подъема предмета нужны две руки.

        

    Тряска, стук и барабанная дробь

    Тряска 
    Тратит время на встряхивание игрушки разными способами, чтобы понять, как разные движения изменяют звук, издаваемый встряхиванием.

    Останавливается и стартует, ускоряет, замедляет и меняет направление движения, меняет руки.

      

    Бьет игрушками по твердой поверхности
    Сильно бьет игрушками по твердой поверхности, чтобы определить, издает ли она шум. По игрушкам, издавающим удовлетворительный звук, неоднократно стучат.

           

    Ударяет два кубика вместе 
    Подбирает маленькие твердые игрушки, например кубики, и несколько раз ударяет ими. Точность ударного действия со временем улучшается.

        

    Удары руками по твердой поверхности, создающие приятный звук
    Удары открытой ладонью по плоской поверхности, производящие интересный звук. Изучает игру на барабанах одной или двумя руками вместе.

    Игра на барабанах обычно выполняется в ответ на демонстрацию со стороны партнера по игре.

        

    Играет по очереди с партнером по игре
    Младенец наблюдает и копирует действия партнера по игре, который инициирует игру.Младенцы чувствительны к очереди.

     

    Снос и строительство башен

    Машины для опрокидывания башен и другие высокие игрушки

        

    Бросай, бросай, прячься и смотри

    Бросает игрушки за край стульчика для кормления и смотрит, как они приземляются
    Это действие многому учит ребенка тому, что происходит, когда игрушка падает на твердую поверхность: какой звук она издает, подпрыгивает и катится?

        

     Отбрасывает игрушки назад, а затем оглядывается, чтобы увидеть, куда они приземлились.
    Кажется, это любимая игра младенцев.

         

    Выгрузка и распаковка

    Залезает в контейнер, чтобы достать игрушку

        

    Советы, игрушки из коробки или тюбика

                

    Упаковка и отправка 

    Упаковывает игрушки в контейнер.
    Удерживает игрушку над отверстием и отпускает ее.

         

    Забрасывает мяч через круглое отверстие в коробке или жестяной банке
    Младенцы любят игры, в которые нужно отправить мяч.

          

    Забивание стержня в отверстие
    Это сложнее, чем забивание мяча в круглое отверстие. Палка должна быть выровнена под прямым углом к ​​отверстию, чтобы пройти через него. Короткие удилища легче, чем длинные.

          

    Разборка вещей и их сборка

    Снимает крышки и снова надевает их

          

    Разбирает игрушечное яйцо или ванночку.
    Для этого требуется сильный захват и сильное тянущее действие.Чтобы снова собрать их вместе, требуется точность в сопоставлении частей.

                  

    Возьми и потяни

    Разъединяет игрушки
    Умеет крепко схватить и сильно потянуть, чтобы разъединить игрушку.

    Тянет ткань, чтобы приблизить игрушку

    Имитация и следование инструкциям 

    Имитирует повседневные действия воспитателя
    Делает вид, что разговаривает по телефону. Использует крышку как шляпу.

              

    Смотрит демонстрацию и копирует действие

             

    Копирует сложное действие на игрушку
    Здесь я показываю Роану, как разобрать игрушку.

        


     

    6 способов развития мелкой моторики для вашего ребенка с особыми потребностями в домашних условиях — Friendship Circle

    Чтобы добиться успеха, вы должны много работать и практиковаться. Конечно, это универсальное понятие, но оно особенно актуально для развития мелкой моторики у детей с особыми потребностями.

    Мелкая моторика сосредоточена на руках, пальцах и мелких мышцах лица, рта и ног. Однако основное внимание уделяется развитию навыков мелких мышц рук.

    Игра — это «работа» ребенка, и для детей чрезвычайно важно участвовать в игре, чтобы развивать контроль, силу и точность в своих руках и пальцах, чтобы они могли есть, застегивать молнию, застегивать, рисовать и писать.

    Чтобы помочь детям развить осознанность, планирование, силу и координацию, необходимые им для выполнения задач, важно включить в их распорядок занятия, поощряющие ежедневную практику.Чем больше взрослые ходят в спортзал, тем сильнее они становятся и тем быстрее видят результаты своих тренировок. Точно так же укрепление детских мышц путем отработки навыков дома, а не только в классе или на терапии, приведет к более быстрому достижению результатов.

    Развитие мелкой моторики не должно замедляться, когда ребенок покидает класс или сеанс терапии. Игровые занятия дома могут способствовать развитию детей и дать им преимущество в достижении важных этапов развития мелкой моторики, в том числе:

    1.Укладка, сортировка и нанизывание

    Аккуратное складывание кубиков, размещение цветных колец на шесте, установка пластиковых фигурок в соответствующие гнезда и нанизывание бусин с буквами — все это отличные способы, с помощью которых дети могут использовать свои пальцы для развития навыков сортировки и сборки. В качестве бонуса он может помочь детям выучить цвета, формы, буквы и слова.

    2. Заполнение и выгрузка

      Детям легко выбросить все свои игрушки из грузовика или коробки, но требуется гораздо больше внимания, чтобы положить все обратно.Чтобы поощрять это, играйте в самосвалы и вдохновляйте детей пользоваться клешнями (большим и указательным пальцами). Это упражнение улучшит моторное планирование, а также поможет изучить концепцию уборки.

    3. Игра с пластилином

    Все дети любят пластилин Play-Doh, и он естественным образом способствует развитию моторики. Сделайте еще один шаг вперед, добавив другие инструменты, такие как скалки, безопасные для детей ножницы, пластиковые формочки для пиццы, формочки для печенья и даже зубную нить, чтобы нарезать Play-Doh.Почему бы не предложить детям использовать свое воображение, чтобы создать блюдо, похожее на то, что готовят на кухне на ужин? Детям будет казаться, что они готовят вместе с родителями.

    4. Купание и игра с водой

    Во время купания кладите в ванну пипетки, палочки для индейки, мерные чашки, сита, пластиковые щипцы и все, что только можно придумать. Дети получат удовольствие, изучая, как работают эти инструменты, улучшая свое моторное развитие.

    5. Резка

    С помощью безопасных для детей ножниц дети могут разрезать старые журналы, пластилин Play-Doh, бумагу для плакатов или обувную коробку, чтобы развить силу рук.Затем переходите к вырезанию форм и фигур для дальнейшего развития координации и контроля пальцев и рук. Убедитесь, что они держат палец вверх.

    6. Настольные игры

    Традиционные игры, такие как «Проблемы», «Извините», «Ловушки и лестницы» и «Соедини четыре», требуют толкания пальцами для повышения силы, сжимания кубиков для броска и использования щипцов для перемещения фигур, что улучшает контроль моторики и хватание во время изучения концепций очередности, счет, определение цветов и использование социальных навыков.Они прекрасно подходят для семейного времяпрепровождения.

    Родители тоже должны участвовать

    Для родителей детей с особыми потребностями особенно важно создавать и участвовать в этих мероприятиях вместе со своими детьми. Вы слышали фразу «практика делает совершенным», и то же самое касается развития мелкой моторики. При дополнительном внимании и поддержке родителей дети могут постоянно улучшать силу рук и пальцев и координацию.

    Эти занятия не только поощряют ежедневную практику, но и дают возможность всей семье стать надежной системой поддержки и весело провести время вместе.И так, чего же ты ждешь? Начни играть!

     

    Как рукоделие помогает развивать мелкую моторику у детей — любите то, что имеет значение

    Мелкая моторика задействует крошечные мышцы наших запястий и кистей, чтобы обеспечить координацию и движение. Дети зависят от этих навыков каждый день в школе и на протяжении всей жизни. Крафт — это веселый и увлекательный способ использовать эти навыки при создании чего-то волшебного. С таким большим количеством вариантов, от бисероплетения до работы по дереву и вырезания фигур, клубы Annie’s Kit Club научат вашего ребенка мелкой моторике в кратчайшие сроки.

    В Creative Girls Club ваша девочка научится рисовать, шить бисером и шитьем, научится делать вырезки и многое другое! Это идеальный способ развития мелкой моторики.

    Вот несколько примеров, когда ваш ребенок может использовать мелкую моторику:

    • Раскрашивание, рисование или письмо
    • Печатать на клавиатуре
    • Вырезание ножницами или измерение линейкой
    • Использование зубной щетки

    По мере развития мелкой моторики у вашего ребенка он будет с удовольствием создавать и развивать эти навыки, поднимая предметы, переворачивая страницы в книге и зажимая предметы между пальцами.Делая поделки, дети улучшат зрительно-моторную координацию, а также разовьют ловкость рук. Многие ремесла включают в себя действия, которые используют ваши руки и глаза одновременно.

    Annie’s Young Woodworkers Kit Club — еще один отличный вариант для развития этих навыков. Эти наборы знакомят с широким спектром навыков работы с деревом, включая обучение использованию маленьких шурупов и гвоздей, практику использования наждачной бумаги для закругления краев, обращение с молотком, изучение важности точных измерений и многое другое!

    Когда дети узнают, как предметы сочетаются друг с другом, они получат более широкое представление о формах, цветах и ​​текстурах.Безопасная, веселая и непринужденная среда для творчества поможет детям научиться и развивать эти важные навыки мелкой моторики.

    Джоан Вертес, эрготерапевт, рекомендует привлекать братьев и сестер к рукоделию, чтобы улучшить мелкую моторику. «Дети моделируют вещи друг для друга, поэтому взаимное обучение происходит еще быстрее». Вертес также отмечает, почему так важно сохранить сломанный карандаш или мелок. «Если дети будут использовать длинный карандаш, они обхватят его всеми пальцами. Но если вы дадите им маленький карандаш или мелок, они, скорее всего, достигнут оптимального захвата для письма.

    Предоставлено Annie’s Kit Clubs

    . Отправьте свою историю здесь и не забудьте подписаться на нашу бесплатную рассылку по электронной почте, чтобы получать наши лучшие истории, и на YouTube, чтобы получать наши лучшие видео.

    Читайте больше таких историй:

    5 уроков на всю жизнь, которые ваш ребенок усвоит из чуда рукоделия

    «Эти женщины ПОРАЖЕНЫ тем, что кто-то, кого они не знают, сделал что-то для них». Благотворительная организация Annie’s Kit Clubs шьет шарфы для женщин, спасающихся от жестокого обращения. «Это повлияло на тысячи жизней»

    «Мама, мне не нравятся мои руки.В ее перчатках всегда было дополнительное пространство. Она пришла ко мне со своей копилкой, выпрашивая перчатки с четырьмя пальцами». Маленькая девочка с разницей конечностей «сияет от радости» после подаренных нестандартных перчаток

    «Мы дарим вечные объятия всем, кто может в них нуждаться». Скорбящая семья отправила более 10 тысяч одеял для предотвращения самоубийств после смерти матери 3 детей

    Знаете ли вы кого-нибудь, кому эта история может быть полезна? ПОДЕЛИТЕСЬ на Facebook с семьей и друзьями.

    Должен ли я беспокоиться о мелкой моторике моего ребенка?

    Термин «мелкая моторика» относится к использованию мелких мышц тела.Любая часть тела, которая использует мелкие мышцы, такие как руки, запястья, пальцы, ступни, пальцы ног, губы, рот и язык, охватывается термином «мелкая моторика».

    Мелкая моторика развивается у растущего ребенка с младенческого возраста до первых лет обучения в начальной школе и зависит от соответствующего возрасту развития физических навыков (таких как контроль корпуса и сила плеч), обеспечивающих стабильную основу, на которой строится меньшее тело. части могут затем двигаться с контролем.

    Что нормально?

    К тому времени, когда ребенок достигает школьного возраста, его мелкая моторика должна быть развита до стадии, когда он может самостоятельно выполнять такие действия по уходу за собой, как одевание, прием пищи и пользование туалетом.Они должны уметь застегивать пуговицы и молнии на одежде, завязывать шнурки на ботинках (или, по крайней мере, уметь манипулировать шнурками и завязывать с некоторой помощью), открывать ланч-боксы, бутылки с напитками и пеналы.

    Им также требуется уровень развития, который позволит им заниматься такими учебными действиями, как вырезание, письмо, рисование и манипулирование мелкими предметами. Это основные навыки, которые будут использоваться ежедневно в классе, и хотя ребенок не обязательно может правильно писать слова, дети должны уметь правильно держать карандаш в течение длительного периода времени.

    Если у ребенка нет этих навыков или он испытывает трудности с этими навыками, он может испытывать разочарование, потому что не может выполнять задачи так же компетентно, как его сверстники. Часто бывает так, что ребенок, борющийся в этой области, избегает задач, связанных с мелкой моторикой, из-за разочарования, усталости или страха неудачи, которые возникают при каждой попытке.

    Куда обратиться за помощью

    Так что же делать, если вы подозреваете, что у вашего ребенка проблемы в этой области? Лучше всего начать с учителя вашего ребенка, чтобы получить представление о том, как ваш ребенок подходит к задачам, связанным с мелкой моторикой, и справляется с ними.Если вы считаете, что необходима дополнительная поддержка, обратитесь к своему терапевту или найдите в вашем районе специалиста по трудотерапии (направление не требуется), который работает с маленькими детьми.

    Я так и сделал до того, как моя дочь пошла в школу. У меня были опасения, потому что в возрасте четырех лет она все еще держала карандаш преимущественно всей рукой и редко использовала пальцы. Она также изо всех сил пыталась держать ножницы в руке и резать по линии или одновременно брать и держать в руке несколько мелких предметов.Навыки, которые, как я знал, будут жизненно важны для ее обучения в школе.

    Итак, мы пошли к специалисту по трудотерапии (ОТ), который оценил, а затем продемонстрировал ряд упражнений, которые мы могли бы выполнять дома, чтобы стимулировать правильное развитие мелкой моторики рук. Ниже приведены конкретные навыки, на развитии которых сосредоточился наш ОТ, и несколько забавных способов помочь развить каждый навык.

    Занятия по развитию мелкой моторики

    Сила рук и пальцев

    Развитие силы рук и пальцев с помощью предметов, создающих сопротивление, таких как колышки, зажимы и тренировочные палочки для еды.

    • краска с использованием колышков с ватными шариками в качестве кистей
    • притворяться, что колышки — это птицы, а короткие ершики — черви, которых нужно ловить
    • Подберите цветные колышки к цветной карточке
    • повесить белье
    • есть палочками
    • Отщипните небольшое количество пластилина и скатайте множество крошечных шариков
    • играть с игрушками для ванной или водяными пистолетами
    • Нарежьте и сомните папиросную бумагу в маленькие шарики – сделайте коллаж
    • спрячьте маленькие пластмассовые игрушки или бусины в пластилин и попросите ребенка найти и извлечь их
    • приготовить тесто для пиццы – так же весело, как пластилин, и съедобно!
    Двусторонняя интеграция

    Использование обеих рук для выполнения задачи, а не одной.Используя термины «рабочая рука» и «рука помощи» — «рука помощи» держит, пока «рабочая рука» выполняет работу.

    • резка по линиям – прямые и криволинейные
    • шитье и заправка ниток
    • Проталкивание ершиков или соломинок через дуршлаг
    • пробить отверстия в карточке с помощью ручного дырокола
    • выложить мороженое в конус
    Изоляция пальцев

    Использование только одного или двух пальцев для выполнения задачи.

    • Игра с переворачивающейся лягушкой
    • просовывать предметы через маленькие отверстия; например: проталкивание помпонов через открытую плетеную корзину
    • Мини-игра Твистер
    • рисование отпечатков пальцев, по одному пальцу за раз
    • игра с пальчиковыми марионетками

    Повеселитесь с ними и расскажите ниже о любых других идеях, которые могут у вас возникнуть.

    Похожие блоги

    Занятия с ребенком для развития двигательных навыков

    Освоение двигательных навыков — как мелкой, так и крупной моторики — важно для роста и развития каждого ребенка.Навыки мелкой моторики — это те, которые используют руки, например, научиться мыть руки, брать карандаш или ложку, чистить зубы, складывать кубики, завязывать шнурки, пользоваться ножницами или выполнять другие действия, связанные с координацией рук и глаз.


    Навыки крупной моторики включают ползание, ходьбу вверх и вниз по лестнице, прыжки, балансировку, а также навыки, связанные с крупными мышцами, такими как ноги и руки. Обучение начинается в младенчестве и продолжается в детстве.

    Навыки каждого ребенка развиваются с разной скоростью.Овладение этими навыками позволит ребенку выполнять важные повседневные задачи, помогать ему в школе и принесет ему или ей большую самостоятельность, поскольку он приобретет необходимые навыки самообслуживания.

    Развитие мелкой моторики

    Развитие мелкой моторики – основа академического обучения. Например, чтобы научиться писать, ребенок должен сначала иметь мышечную силу в руках и зрительно-моторную координацию, чтобы правильно и устойчиво держать карандаш. Лучший способ помочь вашему ребенку развить мелкую моторику — предложить и поощрять игру с любым из следующего: сборка кубиков, конструктор Lego, игрушки-мастера, цветные карандаши, маркеры, краски, клей, пластилин, ножницы, карточки для шитья, пазлы. , игрушки для песка и воды, музыкальные инструменты и многое другое.

    Обучение щипцовому захвату — один из самых полезных навыков мелкой моторики. Чтобы помочь вашему ребенку освоить этот навык, покажите ему, как использовать большой и указательный пальцы, чтобы брать хлопья Cheerios, поворачивать циферблат, правильно держать мелок или даже брать и убирать игрушки. Кроме того, в дошкольном возрасте им поможет наклеивание предметов на бумагу с помощью клея-карандаша, построение башни из кубиков, калька и вырезание бумаги.

    Рисование кистями или рисование пальчиками способствует самовыражению, творчеству, а также дает возможность испачкаться, подержать кисть как инструмент и укрепить зрительно-моторную координацию.Складывание блоков помогает управлять руками и запястьями. Большинство терапевтов рекомендуют ребенку построить башню из 10 блоков, чтобы успешно освоить этот навык.

    Катать, растягивать, раздавливать и резать пластилин Play-Doh — это один из способов попробовать сенсорную деятельность, а также отточить моторику. Игра с губками, зачерпывание воды или приготовление ведерка из сухого, сырого риса или бобов для зачерпывания и сортировки могут улучшить их навыки. Развитие мелкой моторики достигается за счет сдавливания губки, зачерпывания и переноса воды/риса/бобов.Вашему ребенку необходима зрительно-моторная координация для выполнения этих действий.

    Разрешение ребенку пользоваться посудой во время еды, даже если он устраивает беспорядок, в конечном итоге позволит ему разобраться в этом самостоятельно. Кормить себя — отличный навык, которому нужно учиться!

    Развитие крупной моторики

    Поощрение крупной моторики позволяет ребенку заниматься и безопасно участвовать в групповых занятиях, играх и спорте. Это также поможет им в академическом обучении. Попробуйте эти забавные занятия, чтобы улучшить крупную моторику вашего ребенка.

    Игра на батуте — отличная двигательная активность для развития мышц. Он улучшает баланс, стимулирует сенсорные движения и может помочь укрепить группы мышц. Для маленького ребенка начните с батута, у которого есть ручка для прыжков, за которую можно держаться для устойчивости. Работайте в крытых батутных парках, которые также являются забавным местом для работы над этими социальными навыками!

    Нарисуйте игру в классики мелом на тротуаре снаружи, на подъездной дорожке или на детской площадке. Прыжки и прыжки, а затем наклоны для баланса требуют сильных навыков крупной моторики.Раскачивание на качелях и махание ногами вперед-назад помогает развить равновесие и координацию.

    Езда на трехколесных велосипедах и скутерах приносит большие очки крупной моторики, поскольку все они являются предшественниками езды на велосипеде, которая требует, помимо прочего, баланса и координации.

    В помещении также есть множество упражнений для развития крупной моторики. Подпрыгивание на мяче для йоги или катание ребенка на животе на мяче для йоги отлично подходит для стабилизации корпуса и баланса, а также для решения любых проблем с неустойчивыми поверхностями/движениями.

    Танцевальные вечеринки — это всегда хороший способ развить ритм, добавляя движения в тексты песен, работая над координацией и навыками секвенирования с Саймоном Сэйсом. Точно так же, как на открытом воздухе с бегом и прыжками, вы можете создать полосу препятствий в помещении, используя подушки и мебель, а также места для балансировки, ходьбы и прыжков

    Работа над моторикой с помощью Integrity

    Дети развивают моторику с разной скоростью. В Литл-Роке есть много удобных для детей мест, которые ваши дети с ограниченными возможностями могут посетить для развития этих навыков.Если вам нужна трудотерапия для детей-инвалидов в Литл-Роке, свяжитесь с Integrity, Inc. по телефону (877) 452-9504.

    Детский сад Integrity Day Care

    представляет собой детский центр для обычного дневного ухода, а также для детей с особыми потребностями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.