Что должен малыш уметь в четыре месяца – Что должен уметь ребенок в 4 месяца 👶: критерии развития мальчика, девочки

Содержание

Что должен уметь ребенок в 4 месяца: навыки, параметры, проблемы

Яркая особенность данного периода — активность малыша во всех сферах развития. Он много двигается, стремится к общению, совершенствует социальные и интеллектуальные навык, совершенствуется физически и эмоционально. За малышом интересно наблюдать: в ответ на обращение и во время игр он улыбается и даже смеется. Развитие эмоций у ребенка в 4 месяца выходит на новый уровень.

Родителям важно знать какие навыки подвластны малышу на данном этапе, какие признаки свойственные нормальному формированию. Необходимо также знать особые знаки, которые не должны оставаться без внимания специалиста.

К тому же преодолев три первых трудных месяца, мама уже достаточно хорошо научилась понимать потребности крохи, распознавать его настроение.

в 4 месяца развиваются и эмоции малыша

Физическое развитие

Важным параметром хорошего самочувствия грудничка в четыре месяца, его полноценного развития в соответствии с утверждёнными стандартами, является своевременное преобразование пропорций тела. При рождении окружность головы малыша больше, чем аналогичный показатель обхвата грудной клетки. С возрастом объем груди и черепа приближаются к единому показателю. Допустимо, чтобы голова характеризовалась меньшим размером. В случае когда обхват черепной коробки по-прежнему больше грудной клетки, стоит посетить медицинского специалиста.

Несоответствие размеров и пропорций в определённых ситуациях свидетельствует о возможном повышенном внутричерепном давлении у малыша или его внутренние органы развиваются слишком медленно.

Кроха отлично видит. Первичное формирование глазного яблока завершено. Зрение малыша становится четким, отлично различает цвета и формы. Карапузу нравится наблюдать за окружающими, фокусировать взгляд на игрушках, искать источник шума. Слух младенца также сформирован. Малыш может испугаться резких хлопков. При звуке ритмичной музыки он начинает активно двигаться, гулить. Если мама тихо поет колыбельную, кроха успокаивается, засыпает. Кроха знает голоса мамы и папы, реагирует на собственное имя.

Мышцы также достаточно хорошо развиты. Шея укреплена настолько, что карапуз может держать голову лежа на животе, с радостью будет вертеть ею в вертикальном положении. Родничок уменьшается в размерах, а в период 6–18 месяцев он полностью закроется. В этом возрасте проходит гипертонус нижних конечностей.

Новорожденный ребенок практически не имеет жировой ткани. На 3–4 месяце жизни начинает активно формироваться подкожная жировая прослойка. Особенность этого процесса заключается в том, что жировая ткань располагается неравномерно. Больше ее образуется в области груди и живота. Это необходимо, чтобы защитить основные органы, сосуды и нервы.

На данном этапе малыш будет набирать вес чуть медленнее, чем в первые три месяца. Норма прибавки составляет 600–700 грамм. Недоношенный младенец в норме должен набрать до 900 грамм. В росте кроха прибавляет на 2,5–3,5 см. Сколько ребенок должен весить в этот возрастной период можно узнать из представленной таблицы.

Развитие ребенка в 4 месяца  
Параметры МальчикиДевочки
Вес, кг5,6-8,7 5,0-8,2
Рост, см59,7-68 57,7-66,4
Окружность головы, см39,2-44 38,1-43,1

Психомоторное, социальное и речевое развитие

Грудничок развивается также с точки зрения эмоций, психических навыков, интеллекта. У малыша не слишком развита долгосрочная память, в связи с чем происходит деление людей на «своих» и «чужих». Когда кроха будет видеть знакомого человека, он будет бурно реагировать и радоваться. К посторонним детки относятся с опаской, могут заплакать. Если кого-то ребенок не видел несколько дней, он может забыть его лицо, а при попытке взять кроху на руки, громко плакать или выражать беспокойство.

В этом возрасте продолжают совершенствоваться речевые навыки. Ребенок может подолгу агукать, часто и долго произносить гласные буквы нараспев. Появляются звуки «м» и «б». Младенец может громко вскрикивать, пищать от радости. На словесное обращение он будет смеяться, махать ручками и ножками.

Кроха ярче выражает эмоции и чувства. Например, страх, радость, разочарование, удовлетворенность сопровождаются различными звуками и интонациями.

малыша интересуют предметы различной формы, фактуры и цвета

Режим сна и бодрствования

В первые три месяца жизни ребенок спит беспокойно, часто просыпается, во сне может вздрагивать, выгибаться и плакать.

Известный доктор Комаровский отмечает, что появляются колики из-за двух факторов – перекорма и перегрева малыша. И прежде чем бежать в больницу или покупать специальные лекарства, необходимо наладить режим питания и создать комфортные условия в помещении.

У большинства детей, преодолевших барьер первых трёх месяцев, боли в животике проходят, работа ЖКТ налаживается. Однако, беспокойство в период сна крохи может продолжаться и далее. Многие мамы сталкиваются с тем, что малыш начинает просыпаться по ночам, требует присутствия родителей, засыпает только после кормления. Это называется «регресс сна». Этот кризис характеризуется периодичностью и отмечается в следующие периоды взросления:

  • 4 месяца;
  • 9 месяцев;
  • 18 месяцев;
  • 2 лет.

Длится регресс сна около 2–6 недель. Чтобы преодолеть возникшие сложности, необходимо запастись терпением и пересмотреть общий режим сна и бодрствования малыша. Днем карапуз должен спать 4 раза по 1,5–2 часа. Активность между снами может достигать двух часов.

Ночной сон составляет 11–12 часов. В течение этого времени кроха будет просыпаться чтобы поесть. Норма пробуждений 1–2 раза за ночь.

Вечером рекомендуется выработать определенный алгоритм засыпания. Необходимо изо дня в день совершать единый ритуал действий: покупать, переодеть, накормить, уложить малыша. Мамам, практикующим совместный сон, часто незнакома данная проблема.

Чтобы нормализовать сон, важно подобрать удобную позу для крохи. Самым лучшим вариантом станет отдых на спине. Чтобы не деформировать череп, головку малыша нужно поворачивать то в одну, то в другую сторону. Если карапузу удобней засыпать на боку, после погружения в сон, его надо повернуть на спинку. Часто детям удобно спать на животе. Данная поза требует ответственного подхода со стороны родителей. Необходимо убедиться, что матрац довольно жесткий, а вокруг нет предметов, в которые можно уткнуться лицом. Некоторые педиатры считают оптимальной позой для сна в этом возрасте — полулежащее положение, когда под спинку крохи укладывают полотенце свёрнутое валиком.

Что умеет ребенок в 4 месяца

Укрепляя мышечную ткань, ежедневно накапливая опыт и непрерывно совершенствуя умения, ребёнок с успехом может демонстрировать следующие действия:

  • брать предмет или игрушку в ручку;
  • управлять своими движениями, поднимать и подносить игрушку к лицу, крутить и поворачивать ее;
  • переворачиваться с живота на спинку и наоборот;
  • менять положения в пространстве, пытается садиться, но поощрять это не стоит, т. к. позвоночник и мышцы ещё слабые и не готовы к таким нагрузкам.
  • совершать ползающие движения, лежа на животе, если подставить ладонь под пяточки, кроха легко самостоятельно оттолкнется;
  • произносить слоги, не имеющие смысловой нагрузки;
  • уверенно держать головку в вертикальном положении и лежа на животике;
  • лежа на спине, неуверенно приподнимать голову.

Данный набор навыков можно назвать условным. Ведь особенности развития связаны со многими факторами: степенью доношенности малыша, его веса, темперамента и многих других.

малыш пытается дотянутся до яркой игрушки

Рекомендации по развитию

Родители продолжают помогать совершенствовать малышу уже полученные навыки и овладевать новыми в домашних условиях. Важно проводить упражнения систематически и в хорошем настроении, сопровождая каждую манипуляцию комментариями.

Мамочка продолжает выполнять общеукрепляющий массаж. Лёгкие поглаживания, которые надо начать с животика и затем перейти на спинку, ножки и ручки производятся мягко и тактично. Обязательно надо осуществлять аккуратное разведение конечностей в суставах, прокручивания. Кожа малыша очень нежная, поэтому и массировать ее необходимо плавными и мягкими движениями. Длительность сеанса составляет около 10–15 минут. Проводить занятия следует на пеленальном столе или другой твердой и ровной поверхности.


После массажа рекомендуется провести гимнастику. Делать зарядку можно по утрам, в вечернее время. Крайне полезными и интересными будут следующие занятия:

  • Упражнения на переворачивание. Чтобы ускорить способность переворачиваться, необходимо помочь малышу. Развитию навыка способствует выкладывание на живот. Согнув его ножку в коленном суставе, следует повернуть ее в сторону переворота, пока она не коснется поверхности. Карапуз должен автоматически потянуться в эту же сторону рукой. Можно дать ему палец. Ухватившись за мамину руку и подтянувшись, он перевернется набок, а затем и на животик.
  • Потягивания малыша за ручки в лежачем положении помогут крохе укрепить спинку и своевременно сесть.
    Игры с мячом (фитбол). Можно использовать гимнастический мяч, и положив на него ребенка, раскачивать малыша и удерживать за ножки. Постепенно занятия становятся более разнообразными, появляются новые элементы. Можно использовать надувной пляжный мяч. Необходимо показать его крохе, вращать и водить предмет из стороны в сторону. Карапуз захочет его схватить, помогите ему в этом, придерживайте мяч, если он слишком большой.

Специалисты не рекомендуют высаживать малыша, ставить его на ножки, использовать ходунки и прыгунки. Считается, что ребёнок начнёт садится и вставать, когда опорно-двигательная система подготовится к таким серьёзным нагрузкам, укрепится мускулатура в процессе ползания.

Важно в этом возрасте продолжать развивать мелкую моторику. Для этого следует использовать предметы разного размера, цвета, формы и текстуры. Отличным вариантом станет изготовление сенсорной коробочки. Взяв картонный ящичек, внутри надо обклеить его разными предметами – бантиками, пуговицами, тканями, фольгой, шнурками. По бокам коробочки делаются отверстия. Малыш будет засовывать ручки вовнутрь и на ощупь знакомится с предметами.

Не используйте для развития моторики слишком мелкие изделия. Кроха может захотеть оторвать детальки и засунуть в ротик, носик, что может быть очень опасно.

Социальное развитие и адаптация ребенка зависит от многих факторов. Маме надо научиться все время общаться с крохой, комментировать свои действия, обращаться к малышу. Обязательно надо носить кроху на руках, читать сказки, петь песенки, больше гулять на улице, показывать яркие картинки.

Для развития зрения и слуха прекрасным решением станет музыкальный мобиль. Это подвесная игрушка или карусель, которая крепится к кроватке. Кроха будет наблюдать за движением, прислушиваться к звукам.

Чтобы стимулировать развитие речи, нужно проводить с младенцем логопедическую зарядку. Для этого возьмите карапуза на ручки, а затем пофыркайте, надуйте щеки, еще можно высовывать язык и шевелить им из стороны в сторону, складывать губы трубочкой. Через время малыш начнет повторять эти движения, подражая маме. Полезно произносить гласные звуки и простые слоги. При этом важно чтобы ребенок видел вашу артикуляцию.

Можно укреплять мышцы пресса, разрешая крохе подтягиваться на ваших пальцах, но недолго, несколько минут в день.

Когда необходима консультация врача

Каждая мама должна понимать в каких случаях необходимо незамедлительно обращаться за медицинской помощью. Ребенку, возможно, потребуется лечение, если вы заметили отсутствие следующих действий со стороны крохи:

  • Эмоций и гуления. «Разговоры» малыша и ярко выраженные эмоции – главный признак здорового четырехмесячного ребенка. Если кроха почти ничего не говорит, не улыбается и не смеется, нужно показать его неврологу.
  • Двигательной активности. Карапуз стремится играть, тянуться за предметами, перевернуться со спины на живот и наоборот. Если кроха малоактивен стоит проконсультироваться с педиатром.
  • Интереса к игрушкам и ярким предметам. Если грудничок не реагирует на яркие вещи и игрушки, возможно, у него проблемы со зрением. Также это могут быть симптомы невротических нарушений, поэтому без врача и тщательного обследования не обойтись.
  • Реакции на звуки и голоса. Малыш успешно различает голоса и звуки, старается подражать им, пугается громких хлопков. Если этого не происходит — обращайтесь к врачу. Он осмотрит оба уха, проведет тесты и возьмет анализы. По итогу обследования будет установлена патология.
  • Концентрации внимания. Малыш может сосредоточиться на игрушке или лице разговаривающего с ним человека.
  • Реакции на собственное имя. Когда кроха слышит свое имя, он затихает, прислушивается, поворачивает головку. Если этого не происходит, начните наблюдение, проконсультируйтесь с врачом.
  • Появление представленных признаков может напугать родителей. Не стоит паниковать. При своевременном обнаружении, начинающиеся патологии легко лечатся и все функции малыша восстанавливаются. Главное – быть внимательнее к состоянию и настроению ребенка.

Другие возрастные особенности

В этот период у некоторых деток может появиться первый зуб, несмотря на то, что у большинства они возникают лишь в 5–7 месяцев. О прорезывании зубика могут свидетельствовать следующие признаки:

  • частое беспокойство;
  • отказ от еды;
  • повышение температуры тела;
  • обильное слюноотделение;
  • все тянет в рот, чешет десна.

Помочь карапузу могут специальные колечки с жидким содержимым. Их следует охладить и давать ребенку. Он начнет активно грызть холодное изделие, что снижает болезненные ощущения. Также можно купить в аптеке специальные гели.

Еще одной распространенной проблемой является сохранение гипертонуса. В норме он проходит к 3 месяцам и карапуз учится напрягать и расслаблять мышцы самостоятельно. Если же этого не произошло стоит посетить невролога. Главным симптомом повышенного мышечного тонуса является сопротивление малыша в момент, когда мама пытается раскрыть его руки или ножки. Беспокойный сон, частый плач также могут быть признаками наличия нарушения.

Если у детей в организме не хватает витамина D могут возникнуть негативные признаки являющиеся симптомами рахита. Для данного нарушения характерны следующие признаки:

  • кроха начинает беспокойно ворочаться, постоянно капризничает;
  • возможна деформация черепа;
  • на затылке выпадают волосы.
  • мама всё чаще замечает, что у ребёнка влажные ножки и ладошки, кроха может интенсивно потеть даже в прохладном помещении.

Таким малышам показано больше бывать на солнце, дышать свежим воздухом, употреблять витамин в виде водного или масляного раствора.

Некоторые мамы обеспокоены тем, что у крохи трясётся подбородок. Дрожание у детей не всегда свидетельствует о нарушении в работе нервной системы. Тремор может возникнуть при длительном плаче. Дрожать могут губы, ручки. Консультация с врачом поможет избавиться от необоснованных беспокойств.

Обильные срыгивания. В большинстве случаев, это нормальная реакция организма. Кроха становится активней, часто вращается с живота на спину и обратно, что и вызывает обратное движение пищи. К тому же часто причиной возврата смеси становится перекорм, поэтому очень важно соблюдать распорядок кормлений, концентрацию смеси. По назначению врача используются антирефлюксные смеси, которые способны уменьшить частоту негативных проявлений.

Любите и берегите своего малыша, уделяйте ему больше внимания, говорите, играйте с ним. Только тесный контакт со взрослыми, ощущение заботы и любви поможет крохе полноценно развиваться, быть счастливым.

Что должен уметь ребенок в 4 месяца, как помочь ему развиваться?

Содержание статьи

Итак, позади еще один месяц жизни крохи вне маминого животика. Он постепенно приспосабливается к новым условиям жизни, ищет доступные ему способы взаимодействия с окружающим миром, осваивает все новые навыки, крепнет физически. Что должен уметь ребенок в 4 месяца? Как развивать его навыки? Такие вопросы часто возникают у неопытных родителей.

Я многого достиг

Пожалуй, так бы ответил малыш, если бы к этому возрасту умел говорить. Если разобраться, то по сравнению с предыдущим месяцем ребенок сделал большой шаг вперед в развитии всех сфер жизни.

Четырехмесячный ребенок

Четырехмесячный ребенок

Двигательные навыки

В физическом плане кроха явно прибавил за месяц.

  • Ребенок в 4 месяца уже уверенно держит голову как лежа на животике, так и находясь в вертикальном положении.
  • Умеет переворачиваться на бочок (некоторые даже умеют сами ложиться на животик).
  • Лежа на животе, кроха может довольно долго рассматривать предметы, поднимаясь на ладошках. А если сзади упереться в его ступни ладонью или валиком, он начнет отталкиваться. Это начальный этап освоения навыка ползания.
  • В положении на спине он приподнимается, если потянуть за ручки. Таким образом малыша можно даже перевести в сидячее положение. Однако важно помнить: по-настоящему высаживать ребенка в этом возрасте еще рано!
  • 4-месячный малыш может брать предметы и удерживать около 30 секунд.
  • Умеет складывать вместе свои ладошки, хлопать ладошками по поверхности.
  • При поддержке под мышки кроха пытается отталкиваться ножками от опоры, словно шагая. Но ни в коем случае не стоит сейчас переносить его всем весом на неокрепшие ножки – их косточки и мышцы еще не готовы к этому!

Малыш в 4 месяца

Малыш в 4 месяца

Восприятие

Тактильные ощущения грудничка, его зрение и слух в этом возрасте продолжают «учиться» совместной работе.

  • Кроха этого возраста понимает и любит яркие, чистые оттенки: красный, желтый, зеленый, синий. Полутона он пока не воспринимает, поэтому игрушки или одежки пастельных приглушенных оттенков его не заинтересуют.
  • Грудничок научился фокусировать взгляд на предметах, причем находящихся от него на довольно приличном расстоянии (до 3,5 м), поэтому начинает рассматривать окружающую обстановку. Он может следить за перемещением игрушки перед глазами как вправо-влево, так и вверх-вниз, чего до этого делать не умел. Сейчас он видит предметы объемно, может рассматривать их детально.
  • У него почти получается точно рассчитать расстояние до игрушки, чтобы дотянуться и схватить ее.
  • При возникновении звука кроха 4 – 5 месяцев от роду несколько секунд прислушивается, а затем начинает поворачивать голову и туловище в ту сторону, откуда слышится звук, находит глазами его источник и старается рассмотреть. Зрительное и слуховое восприятие уже дополняют друг друга.
  • Младенец сейчас может идентифицировать голоса людей, звуки мелодии или погремушки. Он уже любит слушать музыку и по-разному реагирует на различные темпы мелодий: под быстрые начинает ритмично двигаться, медленные слушает спокойно.
  • Сейчас он подолгу и увлеченно не только рассматривает, но и ощупывает предмет, пытаясь соотносить восприятие зрительное и тактильное.

Малыш берет погремушку из рук мамы

Малыш берет погремушку из рук мамы

Интеллектуальное развитие

Память, мыслительные и познавательные процессы пока что весьма слабо развиты, но уже сейчас можно просмотреть наметившуюся динамику в развитии новых навыков.

  • Долговременная память пока практически не развита, узнает ребенок только тех людей, которые находятся рядом постоянно (чаще всего это мама). Поэтому все, кто бывают в доме раз в несколько дней, автоматом попадают в список чужаков. А их от родных малыш сейчас отделяет очень четко, реакция на чужих в этом возрасте варьируется от настороженности и затихания до истошного плача.
  • Ребенок уже не просто слышит свое имя, но и понимает, что обращаются именно к нему, поворачиваясь и реагируя на обращение комплексом оживления.
  • Кроха ищет новые способы использования предметов. Поэтому может не только рассматривать игрушки, тянуть их в рот (слизистая более чувствительная, чем кожа), но и двигать их, трясти, цеплять ручкой (особенно если они висят перед ним и при толкании издают какие-либо звуки, подпрыгивают, раскачиваются), нажимать, если игрушка при этом пищит. Также малыш может взять и выпустить игрушку из ручек или бросить ее специально.
  • На 5-м месяце жизни ребенку становится интересно рассматривать себя в зеркале.

Малыш смеется

Малыш смеется

Психоэмоциональное и речевое развитие

Сейчас у малыша заметно активизировался комплекс оживления, мимика и жесты стали ярко выраженными, появились новые эмоции.

  • Он уже должен уметь звонко смеяться, если его развлекают или щекочут.
  • Ярко выражает как радость, так и недовольство, обиду, скуку.
  • В этом возрасте ребенок, конечно, не разговаривает в прямом смысле слова, но умеет активно общаться с родителями при помощи разных интонаций, агуканья и первых лепетных звуков.
  • С радостью повторяет посильные звукосочетания за взрослыми, подражая их интонации, мимике, артикуляции.

Мама играет с малышом

Мама играет с малышом

Поиграйте с малышом

Конечно, в арсенале 4-месячного ребенка уже есть несколько простейших игр, которыми он любит себя занимать: рассматривать ручки или игрушки, «пританцовывать» под веселую музыку, «общаться» с родителями, гулить в хорошем настроении, разглядывать себя в зеркале, затрагивать ручками мобиль, чтобы игрушки начали двигаться, бить по игрушкам. Однако для дальнейшего полноценного развития ребенку необходимо внимание родителей. Есть несколько несложных игр для этого возраста, которые помогут развивать двигательные, речевые и другие навыки.

  • Для тренировки мышц и подготовки ребенка к ползанию полезно укреплять мышцы спины и живота крохи, побуждая его часто переворачиваться. Стимулировать его интерес можно с помощью яркой игрушки, которую нужно перемещать перед глазами малыша так, чтобы он тянулся за ней, изменяя положение.
  • Также готовиться к ползанию можно, обучая ребенка умению брать игрушку из разных положений – тянуться за ней, лежа на животике, на боку. Пусть тянется как следует, это поможет укрепить нужные для ползания мышцы!
  • Подготовкой к навыку сидения на четвертом месяце может стать притягивание младенца за ручки до положения сидя. После этого нужно вернуть малыша на спинку. Если в это время с ним радостно агукать, петь веселую песенку, такое занятие принесет ему не только практическую пользу, но и массу удовольствия.
  • Укрепить мышцы ног (что в дальнейшем поможет крохе научиться вставать, стоять и ходить) можно с помощью такого упражнения. Под веселую потешку малыш пружинит ножками, отталкиваясь от поверхности, поддерживаемый мамой за подмышки (не опираясь на ножки полностью!).

Выполняйте упражнения на развитие двигательной активности на полу, подстелив теплое одеяло. Так вы будете спокойны: кроха точно не упадет с высоты  и не ушибется.

Следующий блок игр-упражнений направлен на развитие восприятия малыша.

  • Нужно вложить в ручку ребенка подходящую по размеру резиновую «пищалку». Если он не понял сам, для чего она нужна, взрослые показывают ему, сжимая своей рукой его кулачок. Как только появился звук, карапуз начнет сам сжимать-разжимать игрушку. Когда он это делает, он развивает моторику, хватательные движения, тактильные ощущения.
  • Можно с пользой применять и способность ощупывать предметы. Например, предлагать ребенку игрушки или предметы разной формы из разных материалов – дерева, резины, пластика, металла, разных тканей (шелка, льна, бархата), меха. Пусть ощупывает и трогает каждый, пока не утратит интерес. Так активируется тактильное восприятие.
  • Слуховое можно развивать, знакомя грудничка со звучанием различных музыкальных инструментов (колокольчик, бубен, металлофон, барабан и т. д.). Их звуки не должны быть слишком резкими, чтобы не испугать малыша. Пусть сначала рассмотрит эти предметы, услышит, как они называются, а затем увидит, как они «работают». После этого пусть попробует извлечь звук самостоятельно. Если в это время ему подбадривающее улыбается мама, агукает, ласково хвалит, называя по имени, маленький музыкант будет прилагать все усилия, чтобы инструмент зазвучал! Повторяя такие игры раз за разом, малыш постепенно научится соотносить то, как выглядит предмет, с его названием и звучанием.
    Также слуховое восприятие тренируют различная музыка (лучше, конечно, классическая), записи детских песенок, мамино пение.
  • Зрение стимулируется при рассматривании ярких, контрастных предметов. Можно «путешествовать» вместе с ребенком по соседним комнатам, разглядывая их обстановку, позволяя ему трогать заинтересовавшие предметы, дотягиваться до них. В этом возрасте малышу полезно поваляться на животике на ярком одеяле или детском коврике с крупным рисунком (аппликацией) – это также тренирует зрение. А возможность потрогать поверхность также синхронизирует восприятие зрительного и тактильного.
  • Ну а речь на данном этапе пока развивается исключительно в «общении» с родителями, подражании им. Так что полезно постоянно эмоционально говорить с малышом, медленно и четко произнося звуки, читать ему забавные потешки, петь песенки (кроха с удовольствием «подпоет»), менять интонацию, силу голоса. Можно показывать ребенку звуки, которые произносят разные птицы или животные (медведь, кошка, собака, мышь, гусь, утка, курица, петух, цыпленок, корова, лошадь и т. д.).

Купание малыша

Купание малыша

Как ухаживать за карапузом?

В вопросе ухода нового немного. В частности нужно внимательнее следить, чтобы ребенок, умеющий переворачиваться, не упал. Все остальное остается прежним: закаливаем, соблюдаем режим, много гуляем, устраиваем воздушные ванны, делаем массаж. Единственное, о чем хотелось бы напомнить, – разный подход к купанию мальчиков и девочек. Кстати, процедура эта по-прежнему остается ежедневной, мыло используется в минимальном количестве, не чаще 2 раз в неделю.

Купая мальчишку, важно отодвигать крайнюю плоть и смывать все, что под ней накопилось за день (прежде всего, это микробы из-за остатков мочи). А после каждого опорожнения кишечника малыша можно подмывать под краном в проточной воде.

Девочке такая процедура может сильно навредить, поскольку во влагалище при этом способе легко попадает инфекция. Малышку нужно подмывать только спереди назад. А купая, раздвигать половые губы, аккуратно смывая с них остатки мочи.

Итак, малыш уже преодолел рубеж 4 месяца. Дальше его развитие будет продвигаться все более интенсивными темпами. Родители сами не заметят, как подойдут к его первому юбилею. Но сколько этот период подарит трогательных воспоминаний!

Что должен уметь ребенок в 4 месяца

Четыре месяца – один из переломных периодов в развитии ребенка. Адаптация к окружающей среде к этому возрасту заканчивается, врожденные рефлексы вытесняются осознанными действиями, но вопрос о том, что должен уметь ребенок в 4 месяца остается насущным для многих пап и мам.

Развитие ребенка в 4 месяца

Четырехмесячный ребенок продолжает активно познавать собственное тело и совершенствовать навыки по его освоению.

Двигательные навыки

  1. В этом возрасте уже должен быть сформирован первый физиологический изгиб позвоночника – шейный лордоз. Внешне это проявляется уверенным удерживанием головки.
  2. По мере развития второго изгиба малыш становится подвижнее, приподнимает головку из положения лежа на спине и на животе, может опираться на предплечья.
  3. Большинство детей уже осваивают все варианты поворотов тела: на спинку, на животик, на бочок и в горизонтальной плоскости.
  4. Некоторые особо шустрые детишки используют новые навыки для перемещения в избранном направлении или даже предпринимают попытки ползать.
  5. Не исключено, что маленький человек может попытаться сидеть или даже вставать, хватаясь и подтягиваясь за прутья кроватки, но в столь нежном возрасте это навыки необязательные и довольно редкие.

Важно! Нельзя сажать и ставить малыша до тех пор, пока он сам не начнет пытаться это делать. Фиксировать сидячее положение тоже не нужно: способность сесть и способность удерживать тело в этом положении – разные вещи, малыш сам меняет позу, ориентируясь на собственные ощущения.

Отношение к новым возможностям собственного тела тоже очень разное. Ребенок может начать применять их при каждом подходящем случае и бурно протестует против попыток сдерживать его активность, но бывает и наоборот. Убедившись, что у него все получается, маленький мыслитель погрузится в длительные размышления о том, стоит ли заниматься «этими глупостями». Между фактическим освоением навыка и его активным практическим применением может пройти несколько недель или даже месяцев.

Темпы физического развития ребенка очень индивидуальны: кто-то развивается, будто сверяясь с учебником педиатрии, кто-то движется по собственному, порой очень нестандартному графику. Может быть так, что грудничок уже предпринимает попытки сидеть и ползать, но не умеет переворачиваться и обучается этому намного позже средних сроков. Если малыш совершенно здоров, волноваться не стоит. Так же не стоит сравнивать навыки ребенка с навыками любого другого ровесника, включая родных сестер и братьев и, тем более, не стоит во что бы то ни стало, пытаться форсировать события.

Важно! Принципиальных различий в развитии девочек и мальчиков в этом периоде еще нет. Темп развития малыша в большей степени зависит от состояния здоровья, наследственности и маминого внимания.

Познание окружающего мира (перцепция)

  1. Зрение малыша постепенно обостряется, и мир вокруг становится шире. Ребенок уже способен четко различать объекты, находящиеся на расстоянии более метра и фокусировать взгляд на особо интересных деталях. В этом возрасте детки начинают различать разные оттенки знакомых цветов, сознательно рассматривают детали обстановки. Смена обстановки, появление новых предметов в детской вызывает бурные эмоции. В этом возрасте малышу уже можно начинать показывать книжки с крупными яркими рисунками.
  2. Хватательный рефлекс замещается сознательным выбором, захватом и пока неловкими манипуляциями с заинтересовавшим предметом. Малыш берет игрушку, «пробует на зуб», трясет, рассматривает ее. Очень правильное решение – предложить крохе резиновые игрушки-пищалки.
  3. Младенцы уже улавливают простейшие причинно-следственные связи и запоминают последовательность действий. Например, при переодевании ребенок может «подать» маме чистый подгузник или что-то из одежды. Такие действия можно и нужно поощрять, обращаться к малышу с просьбой, хвалить, если у него получится ее «выполнить». Наличие обратной связи стимулирует физическое, психическое и интеллектуальное развитие малыша, обогащает его пассивный словарный запас.

Речевое развитие

  1. Четырехмесячный младенец хорошо различает привычные звуки, активно реагирует на них, мелодично «подпевает», произнося нараспев отдельные слоги.
  2. В этом возрасте проявляются первые попытки имитировать мимику и интонации взрослых. Детки экспериментируют с интонацией и тембром голоса, подолгу повторяют одни и те же слоги.
  3. Груднички уже могут вступать в диалог, в ответ на сказанное мамой издают разные звуки. Чем больше мама разговаривает с ребенком, тем активнее идет становление речи.

Эмоциональное развитие

  1. В четыре месяца маленький человек открывает для себя новые способы коммуникации, спектр эмоций резко расширяется. Детки выражают свое отношение к происходящему изменением интонации или каким-то специфическим звуком, улыбкой, активными движениями. Смех – реакция не обязательная для этого возраста и если кроха уже умеет смеяться, это считается опережением развития.
  2. Один из признаков нормального развития маленького человека – эмоциональная двигательная реакция на музыку. Услышав любимую мелодию, малыш размахивает ручками и ножками, смеется или издает другие звуки. Такую же реакцию вызывает голос мамы или папы.
  3. Люди, которых ребенок видит редко, воспринимаются им как незнакомцы, даже если это родная и горячо любящая бабушка. На гостей дети реагируют по-разному: кто-то охотно идет на ручки практически к любому человеку (в присутствии мамы, разумеется), кто-то избирателен, кто-то воспринимает любые проявления внимания со стороны третьих лиц в штыки. Как ни странно на первый взгляд, но мнение маленького человека нужно уважать и дать ему время привыкнуть к незнакомцу.
  4. Малыш уже реагирует на отражение в зеркале, может корчить рожицы собственному отражению. У него проявляются первые признаки чувства юмора – ребенка уже можно рассмешить.

Удивительно, но в таком юном возрасте человек уже способен запоминать особо яркие или повторяющиеся события. Известны случаи, когда в возрасте двух-трех лет дети довольно подробно описывали отдельные эпизоды своего грудничкового детства.

В первые годы жизни физическое и психическое развитие может происходить неравномерно: прорывы в одной из сфер иногда притормаживают развитие другой. Это может быть заметно еще с трехмесячного возраста, однако со временем наметившиеся разрывы выравниваются.

Видео рекомендации по развитию ребенка 3-6 месяцев от врача невролога Красновой М. А.

Видео календарь развития ребенка от 4 до 5 месяцев

Как заниматься с ребенком

Процесс развития ребенка идет постоянно, с самого рождения, поэтому немаловажно уделять время разнообразным занятиям и играм с малышом, включая их в повседневное общение.

Пальчиковые игры

Кроме простейших пряток за пеленкой досуг можно разнообразить пальчиковыми играми.

Игрушки

Для развития волевой сферы и координации движений маленькому человечку можно предлагать взять сразу две разные игрушки. Малышу можно показывать, как скатывается по наклонной плоскости игрушка на колесиках. Такие игры стимулируют развитие логического мышления. В этом возрасте уже можно пробовать использовать для развития ребенка развивающие коврики.

Волшебные мешочки

Очень важное значение имеют тактильные ощущения. Для малыша можно сшить небольшие мешочки из разных материалов и наполнить их разными видами круп. Исследование материалов разных фактур развивает мелкую моторику, что в дальнейшем ускорит становление речи.

Обогащение словарного запаса через общение

Пассивный словарный запас ребенка постоянно пополняется и чем больше с ним разговаривать, тем быстрее малыш начнет понимать маму. При переодевании, купании, кормлении можно и нужно комментировать свои действия, называть задействованные предметы или части тела. В обращениях к малышу желательны немного утрированные интонации и эмоции, а также четко выраженные паузы между фразами. В четыре месяца маленький человек уже способен «поддерживать разговор», издавая определенные звуки и сочетания звуков. Малыша можно просить показать, где находятся любимые игрушки, определенные части тела, хорошо знакомые предметы и обязательно хвалить его, когда ему удается правильно отреагировать на вопрос.

Прослушивание музыки

Очень полезно прослушивание детских песенок и классической музыки, игры с имитацией разных звуков. Если ребенок издает какие-либо звуки, мама может их повторять, строя диалог с малышом.

Видео рекомендации по развивающим игрушкам для детей 3-6 месяцев врача невролога Красновой М. А.

Если что-то пошло не так

Молодым мамам рекомендуется вести дневниковые записи и фиксировать достижения малыша. Во-первых, по записям проще сориентироваться, насколько соответствует возрасту развитие крохи и при необходимости вспомнить важные детали. Следует заметить, что педиатры очень не любят нестандартные варианты становления тех или иных навыков у детей и официальные записи в карточках не всегда соответствуют действительному положению вещей. Во-вторых, эти записи через годы и десятилетия подарят массу милых воспоминаний.

Если у малыша никаких патологий нет, но он чего-то еще не умеет, это еще не повод для паники. Иногда в таких случаях бывает достаточно уделить ребеночку немного больше внимания.

Поводом для беспокойства следует считать следующие отклонения в развитии:

  • отсутствие интереса к игрушкам;
  • отсутствие реакции на звуки и приближение родителей;
  • отсутствие ярко выраженных эмоций;
  • блуждающий взгляд и нескоординированность движений глаз;
  • улыбка, не связанная с происходящим;
  • пониженная двигательная активность;
  • неспособность удерживать головку;
  • отсутствие гуления.

Если за малышом замечен хотя бы один симптом из списка, нужна консультация педиатра. Лучше убедиться, что проблема сравнительно легко корректируется и вовремя устранить ее, чем упустить ранние признаки серьезных патологий.

Читайте также другие статьи по вопросам питания и развития ребенка:

Что должен уметь недоношенный ребенок

Малыши, рожденные раньше срока, в 4 месяца еще заметно отстают от среднего уровня развития сверстников. Отставание зависит от степени недоношенности. Среди детских неврологов практикуется брать за точку отсчета не фактическую дату рождения, а день, когда он должен был родиться. То есть, поправка к фактическому возрасту может быть достаточно большой, а общих норм темпа развития просто нет.

Если ребенок родился примерно на месяц раньше срока, ориентироваться нужно на уровень развития трехмесячных доношенных детей. Развитие деток, родившихся на два месяца раньше, сравнивают с навыками двухмесячных младенцев и так далее.

Таблица прибавок в весе и росте у недоношенных детей

Среди наиболее общих навыков для недоношенных деток:

  • способность произвольно фиксировать взгляд;
  • удерживать и приподнимать головку;
  • детки начинают гулить;
  • на приближение мамы многие способны реагировать осмысленной улыбкой.

Что должен уметь ребенок в 4 месяца – 9psy.ru

С наступлением четвертого месяца жизни многие проблемы, беспокоящие малыша, проходят, и он становится полноценным членом семьи. Он уже спокойно узнает маму и папу, активно общается с ними, дарит им улыбки. Кроха уже прекрасно понимает обращенную к нему речь, поворачивает головку на звуки собственного голоса. В этот период в его жизнь входят активные игры с родителями и игрушками, появляются новые эмоции и переживания, которые малыш активно демонстрирует.

Главной жизненной задачей на этот период становится общение с близкими людьми. Малышу необходимо освоить большое количество звуков и слогов, в чем ему могут помочь мама и папа, предлагая различные подражательны игры.

Содержание статьи

Таблица развития

Как спят дети на 4 месяце жизни?

Общее количество сна в сутки уменьшается до пятнадцати часов. Из них на ночной сон приходится 10 часов, в которых есть два – три перерыва на кормление. А остальное время разделяется на три дневных сна.

Пришла пора установить четкие периоды сна – бодрствования. Теперь малышу проще организовать полноценный режим дня, это нужно еще и для того, чтобы впоследствии ему было проще ориентироваться во времени.

Развитие органов чувств в этом возрасте.

Зрение

Зрение малыша становится более восприимчивым к яркости и цвету изображения. Яркие цвета по-прежнему привлекают его внимание, но нужно помнить, что обилие контрастных цветов в игрушках может негативно сказываться на утомляемости. Ограничьтесь игрушками с преобладанием одного – трех различных цветов.

Педиатры рекомендуют полностью заменить яркие игрушки, на более спокойные и природные цвета. Особенно это касается игрушек в виде животных или людей. Чем реалистичнее будет выглядеть картинка, тем проще ребенку будет ориентироваться в реальном мире.

Слух

Слух для малыша сейчас является основным проводником в большом мире. Он прекрасно справляется как со своими основными задачами по поиску источника шума, так и с построением связей с внешним миром. То, насколько качественно ребенок справляется с этими задачами можно оценить по его реакции на различные звуковые сигналы. Так, при раздражающих или мешающих звуках малыш может начать отворачиваться или плакать, а при звуках маминого голоса или веселой песенки улыбаться и махать ручками.

Теперь малыш становится активным собеседником в разговорах с родителями. Он научился подпевать маме, строить диалоги, правда пока еще на своем языке, и громко и весело смеяться.

Есть полезное упражнение для развития речи ребенка: сядьте рядом и, заглядывая ему в глаза, повторяйте за ним все звуки. Через небольшой промежуток времени малыш начнет повторять звуки за вами.

Чаще разговаривайте с крохой, так вы поможете ему быстрее освоиться с первыми звуками. Если уделять ему достаточно внимания, то уже сейчас можно услышать различные слоги типа «ма», «гу», «па» и так далее.

Тактильные ощущения

Развитие ребенка в четыре месяца пока еще напрямую зависит от контакта с матерью. Чем чаще мама берет его на ручки, поглаживает, делает легкий массажик и играет с малышом, тем быстрее он осваивает новые действия и тем здоровее и крепче становится его психика.

К четырем месяцам психическое развитие ребенка достигает того момента, когда боль, страх, радость, обида или любопытство переживаются особенно остро. Поэтому контакты с мамой должны быть максимально продолжительны и продуктивны.

Движения и действия малыша на 4 месяце жизни

Мам, разумеется, интересует, что делают дети в этом возрасте? Малыш уже уверенно переворачивается, меняет позы во время сна и бодрствования. Попытки приподняться на ручках, опираясь только на ладошки, становятся все более успешными. Некоторые детки в этом возрасте уже вполне способны самостоятельно встать на четвереньки, правда, совсем на короткое время.

Крайняя заинтересованность в изучении собственного тела выражается в постоянном разглядывании своих ручек и ножек, и попытками управлять ими по собственной инициативе. Также малыш охотно трогает ручками лицо мамы или папы, хватает маму за волосы.

Активно формируются причинно-следственные связи, так, увидев мамину грудь или бутылочку, крошка перестает плакать и ждет, когда его покормят.

Если потянуть ребенка, лежащего на спинке, за ручки, то он спокойно садится. Только не стоит пока слишком нагружать его этим навыком, потому что его позвоночник еще очень слабенький и слишком частые и усердные присаживания могут вызвать различные неприятные заболевания.

Большой плюс этого периода – это тот факт, что малыш на короткое время может занять себя сам. Если предложить ему новую веселую и пищащую игрушку, он будет достаточно долго вертеть ее в ручках, а это даст маме небольшой пятнадцати – двадцати минутный перерыв.

Как играть с ребенком этого возраста?

Малыш уже не просто рассматривает игрушки, предложенные мамой. Он прекрасно знает, как правильно взять погремушку, и с какой силой потрясти, чтобы она издала звук. Если у игрушек предусмотрены кнопки для извлечения звуков, малыш охотно будет нажимать их.

Так же пробуждается своеобразный интерес к физике тел: ребенок может кидать игрушки на пол или в воде и наблюдать за тем, как они падают и булькают.

  • Игры в воде тоже становятся другими. Теперь малышу необходим целый арсенал игрушек, пузырьков и ведерок для купания.
  • Игра в «Ку-ку» развивает поисковые навыки. Накройте себя или ребенка одеяльцем, а затем с возгласом «Ку-ку, кто это тут» снимите одеяльце. Если игра ему нравится, то малыш будет громко хохотать и сучить ручками.
  • Игра в «Ладушки» способствует раскрытию ладошки и ускоряет развитие моторики и полушарий мозга.
  • «Сорока – ворона» помогает наладить работу желудочно-кишечного тракта. Осторожно и плавно массируйте ручки ребенка, начиная с ладошки и постепенно переходя к пальчикам. При этом приговаривайте «Сорока-ворона, кашку варила и т.д.».
  • Выделите малышу небольшое зеркало в твердой пластиковой рамке. Он с радостью будет рассматривать свое отражение и улыбаться.

В этом возрасте рекомендуется увеличить продолжительность прогулок на свежем воздухе. Пусть малыш не просто пассивно лежит в коляске, а рассматривает все вокруг. Повесьте на коляску погремушек и новых игрушек, чтобы ребенок мог хвататься за них ручками.

Продолжайте делать ребенку ежедневный массаж и гимнастику. Гармоничное физическое развитие гарантируют и быстрое развитие психики и мозга.

Что должен уметь ребенок в 4 месяца?

4 месяца — учимся каждый день

 

Радостное и волнующее чувство для каждого родителя – наблюдать как развивается ребенок. Позади самые сложные три первых месяца после рождения. Малыш уже имеет небольшой опыт в своей маленькой жизни, учась новому, он меняется каждый день. Чтобы отслеживать динамику его развития, родители должны знать, что должен уметь ребенок в 4 месяца.

В этом возрасте грудничок не только хорошо держит голову, но и легко поворачивает ее в разные стороны. Может лежать на спине симметрично, активно вытягивая свое тело. Его ножки в это время уже имеют хорошую подвижность. Ребенок в 4 месяца с радостью поочередно сучит ими. Коленки пока в основном согнуты, но периодически он их выпрямляет.

 

развитие ребенка в 4 месяца, ребенок в 4 месяца

 

У малыша продолжают укрепляться мышцы корпуса. Когда его берут на руки, он самостоятельно держит спинку, правда, все еще нуждаясь в дополнительной опоре в виде руки взрослого.

Развитие ребенка в 4 месяца предполагает, что он, лежа на животе, должен активно поднимать голову под прямым углом при помощи шейных мышц, пытаться отталкиваться коленками от поверхности и имитировать ползание. Этот период можно назвать опасным из-за повышения двигательной активности юного исследователя мира. В поиске новых впечатлений и дальнейшего физического совершенствования он переворачивается со спины на живот и наоборот. Здесь необходимо отметить, что каждый малыш индивидуален, поэтому ориентируясь на стандарты и нормы, не забывайте, что ваш малыш все-таки развивается по своему графику. Если же ребенок в 4 месяца не переворачивается, не стоит  сразу бить тревогу, но обратить внимание нужно. Расскажите об этом врачу, он даст вам полезные рекомендации, научит делать массаж и упражнения с малышом. И если у ребенка нет патологических отклонений в нейропсихомоторном развитии, он очень скоро освоит этот маневр.

 

ребенок в 4 месяца не переворачивается

 

Хватательным движениям в этом возрасте пока не достает четкой координации, но грудничок уже крепко держит игрушку и двигает ее вместе с рукой. Игрушка часто выпадает из рук, но ему вновь захочется повторить свою игру, поэтому он будет активно искать выпавший предмет.

 

 

Вижу, слышу, осознаю

 

Для того чтобы самостоятельно определить и отследить нет ли отклонений в развитии вашего ребенка, нужно не только знать, что должен уметь ребенок в 4 месяца, но и внимательно следить за своим малышом. Даже самые маленькие изменения – это победы каждого дня. А уметь он должен уже многое.

Он начинает отличать неприятные звуки от тех, которые ему нравятся. Положительная реакция на мамин голос, приятную музыку, он выражает радостным гуканьем и положительной мимикой. Ему нравится, когда с ним разговаривают, особенно, если это делает мама, он в ответ улыбается, иногда громко смеется, добавляя активные двигательные действия.

 

пятый месяц развития ребенка

 

Развитие ребенка в 4 месяца — период осознания социальных контактов. Малыш хорошо отличает свою мать от других людей. В это время пока нет отчуждения посторонних ему лиц, но при приближении незнакомого человека, грудной ребенок напрягается, мимика указывает, что он пытается идентифицировать его с любимым и близким образом.

Непосредственное участие во всем, внимательное наблюдение за происходящим вокруг него, характеризует пятый месяц развития ребенка. Он радостно следит за мамой, готовящей ему еду, за активными движениями, происходящими вокруг него. В это время чувства приобретают новые нюансы. Малыш все более нуждается в обществе и начинает быть требовательным в этом отношении. Он начинает понимать, что при помощи плача, может достичь желаемого. А самое его главное желание – постоянное присутствие близких и легко узнаваемых людей –  мамы, папы.

 

 

Режим для ребенка и мамы

 

Режим ребенка в 4 месяца должен быть спланирован как можно продуктивнее для его развития и удобен для вас. Каждое утро начинайте с водных процедур.

Активная фаза малыша становится все длиннее, но в 4 месяца сохраняется четырехразовый сон в течение дня. Чаще всего дети в этом возрасте спят после кормления и небольшого бодрствования, аккумулируя свои силы для дальнейшего роста и развития.

 

режим ребенка в 4 месяца, игры с ребенком 4 месяцев

 

Можно продлить и время прогулок: летом до 3 часов в теплую комфортную погоду, зимой при температуре выше  – 10⁰С – до 2 часов.

Обязательно в режим дня надо ввести двухразовый массаж – утром и вечером, и вечернее купание. Если в доме тепло, купайте малыша каждый день. Он с удовольствием будет плескаться в воде.

 

 

Играя, развиваемся

 

Игра для ребенка – это эффективные упражнения для его активного психологического и физического развития. Во время игры с ребенком 4 месяцев старайтесь, чтобы все вызывало у него положительные эмоции. Иначе желание повторить какой-нибудь игровой элемент может вызвать неприятие или даже плач.

В этом возрасте самая основная игрушка – он сам. Малыш тщательно изучает свои ручки, ножки, играет с ними. Для развития хватательных навыков и звукового восприятия предлагайте ребенку совместную игру с яркими игрушками, издающими звуки, – погремушками, колокольчиками и другими. Самое главное, чтобы они были безопасными для маленького члена вашей семьи, потому что при изучении игрушек в ход пойдут и вкусовые рецепторы.

 

что должен уметь ребенок в 4 месяца

 

Любимая игра для четырехмесячного малыша – это «потягушки», когда крепко схватившись за пальцы взрослого, он потягивается и старается самостоятельно сесть.

И чем бы вы ни занимались с малышом, ухаживаете за ним или играете, делайте все с любовью. Ведь в вас он видит целый мир, а для вас ребенок – мир в вашей жизни.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о