Абакус система счета: Что такое счеты абакус и для чего они

Содержание

Как считать на абакусе | Правила счета

Система ментального счета или ментальная арифметика позволяет научить детей очень быстро выполнять в уме все арифметические действия. Для обучения используется специальная счетная доска – абакус. Сначала дети учатся выполнять арифметические действия с помощью этого приспособления, а затем начинают производить все действия в уме.

Изобрели абакус еще в Месопотамии примерно в третьем тысячелетии до нашей эры. Подобные счетные приборы применялись практически во всех странах – Древней Греции, Риме, Египте, Китае, Индии, Японии.

В наши дни все расчеты ведутся с помощью вычислительной техники. А абакус стал главным инструментом методики развития интеллектуальных способностей – ментальной арифметики. Начинать занятия можно с раннего возраста, когда ребенок научится считать до десяти.

Как считать на абакусе

Счеты представляют собой прямоугольную рамку с вертикальными спицами. Рамка поделена поперечной перекладиной на две неравные части. На спицах нанизаны костяшки – снизу по четыре штуки, а сверху по одной. Общее количество спиц может отличаться в зависимости от модели счетной доски.

Для счета на абакусе надо запомнить несколько основных правил:

  • числа на счетной доске набирают слева направо;
  • нижние костяшки обозначают числа от 1 до 4, верхняя костяшка – соответствует числу 5;
  • опущенная верхняя косточка обозначает, что число больше пяти;
  • каждая спица соответствует одному разряду – единицы, десятки, сотни, тысячи и так далее.

Чтобы изобразить число на счетах, необходимо подвести к внутренней перекладине соответствующее количество костяшек. К примеру, для числа 6 нужно подвинуть на крайней левой спице вниз верхнюю косточку (5) и поднять одну нижнюю (1). Аналогично отображается, например, число 66. Только для этого надо задействовать две спицы – одну для единиц, вторую для десятков.

См. также Японские счеты соробан

Правила счета

Дети очень быстро учатся считать на абакусе, достаточно объяснить им принцип и показать несколько примеров. Для счета единиц используется одна рука – правая, если нужно считать десятки и единицы, то используются обе руки.

Руку нужно сжать в кулак, выпрямив большой и указательный пальцы. Нижние косточки поднимают большим пальцем, а опускают – указательным. С верхней костяшкой работают только указательным пальцем. Если надо добавить косточки сверху и снизу, то это делают одновременно двумя пальцами. Аналогично осуществляют и удаление костяшек.

Сложение и вычитание на абакусе

Складывать и вычитать с помощью счетной доски очень просто. Сначала на абакусе набирают первое число, к нему на соответствующих спицах добавляют второе число. Складывать начинают с меньшего из двух чисел. Если на спице получается больше 9 косточек, то добавляют одну костяшку на соседней.

При вычитании из первого числа убирают нужное количество косточек на каждой спице. В этом случае первым на абакусе устанавливают большее число.

Сложение и вычитание двух- и трехзначных чисел задействует обе руки. В результате одновременно работают оба полушария мозга и стимулируется мелкая моторика. Через некоторое время сам счетный прибор становится уже ненужным, ребенок начинает работать с косточками на воображаемой доске.

Умножение и деление

Для умножения на абакусе ребенок должен выучить таблицу умножения от 1 до 10. Умножение идет по принципу от большего к меньшему. Для двузначных чисел это означает, что сначала десятки умножают на единицы, потом перемножают между собой единицы.

Рассмотрим простой пример – 11х6. Он считается в два действия:

  1. 10х6 = 60
  2. 1х6 = 6

Сначала набираем на абакусе число 60, потом к нему добавляем 6. В итоге получаем нужный ответ 66.

Деление на счетной доске производится по аналогичному принципу, только числа не складываются, а вычитаются.

См. также Что такое абак

Рейтинг: 4/5 — 3 голосов

Как считать на абакусе? | МЕНАР

Что такое абакус и соробан? Это те слова, которые для многих людей звучат как что-то новое и неопознанное. На самом деле система счета на абакусе появилась очень давно, еще задолго до нашей эры. Ею пользовались в Древнем Риме, Китае и Греции счетоводы и математики тех времен.

Сейчас появляются курсы для изучения ментальной математики для детей, основанной на применении абакуса. Эта система для детишек полезна тем, что с помощью нее малыши очень быстро познакомятся с цифрами и смогут производить вычисления с ними в уме. Однако сначала, чтобы постигнуть все премудрости методики, дети должны выучить счет до десяти и научиться считать с помощью соробана.

Методика построена так, что дети учатся играя.

Поэтому результат не заставляет себя ждать. Интересные игры на уроках и закрепляющие домашние задания очень быстро дадут свои плоды.

Что представляет собой абакус?

Абакус – древний калькулятор, который по своему виду напоминает обычные счеты. Принцип действия работы на двух этих приборах аналогичный. Отличия составляют количества костяшек, нанизанных на спицах, в советских счетах их больше, а также размер рамки у абакуса же, чем у знакомых нам счетах. Такой размер рамки позволяет производить намного меньше движений, чем на счетах.

Количество спиц с костяшками допускается различное количество. На спице размещается 5 костяшек. Спицы прокладываются сквозь разделительную планку. Над планкой имеется одна костяшка, под планкой остается 4.

Чем лучше у человека развита техника движения пальцами, тем быстрее он получит навык и научится работать на абакусе. В работе принимают участие большой и указательный палец. Чтобы навык не пропал, необходимо часто тренироваться и не пропускать занятия по ментальной арифметике.

Обучиться счету на абаке можно записавшись на специальные курсы или в школы, преподающие ментальную математику. Обучение в основном рассчитано для детей до 12 лет, но возможно и обучение старших детей подросткового возраста. Такие школы и курсы расположены в крупных городах. Поэтому, если в связи с удаленностью вам такое обучение не доступно, можно начать освоение методики самостоятельно.

Сначала нужно познакомиться с устройством абаки и ознакомиться с основными правилами счета. Хотя тренажер и похож с первого взгляда на советские счеты, но принцип откладывания чисел отличается. Под горизонтальной перекладиной на каждой спице находится по 4 костяшки, каждая из которых обозначает единицу, а сверху — одна, обозначающая «5».

Чтобы выложить любую цифру до четырёх, нужно переместить снизу вверх к перекладине необходимое количество косточек. Например, если требуется тройка, нужно передвинуть три костяшки. 3 деления. Цифры от «6» до «9» получаем в виде суммы числа «5» и «1», «2» и так далее. То есть нужно сместить к перекладине деление, которое находится в верхней части, и необходимое количество костяшек, которые находятся снизу.

Каждая спица определяет разряд — единицы, десятки, сотни, тысячи. Счет разрядов всегда идет справа.

Например, нам требуется представить число «63». Для этого на первой планке в правой части, которая будет обозначать разряд единиц, нужно отложить вверх 3 косточки из четырёх. На следующей спице, которая обозначает десятки, нужно сдвинуть к центру костяшку, которая находится над перекладиной, и одну снизу.

Когда счет на абакусе доведен до автоматизма, необходимо для дальнейшего развития переходить на следующий этап – ментальный. Его требуется проходить под руководством преподавателей, которые научат ребенка визуализировать счеты в воображении и производить расчеты всех математических действий в уме.

Доведение до автоматизма счёта на абакусе — лишь начальный этап обучения. Следующий — ментальный: нужно проходить под руководством опытных тренеров, поскольку ребенку придётся в воображении визуализировать счёты и производить все действия в уме.

Перед освоением счета абакуса необходимо:

  • довести до автоматизма умение выкладывать числа на счётах;
  • обучиться сложению и вычитанию;
  • приступить к усвоению умножения и деления.

Следует помнить, что, не имея элементарных навыков устного сложения в пределах 20 и таблицы умножения, освоить абакус будет очень проблематично. Поэтому рекомендуется идти на курсы ментальной математики после того, как ребенок освоит начальные азы математики.

Ментальная арифметика – модный тренд или новый уровень образования?

Ментальная арифметика — это многоуровневая система счета, которую дети осваивают с помощью главного инструмента – абакуса. Переходя от уровня к уровню, дети учатся проводить подсчеты сначала на нем, а потом уже в уме. Они представляют абакус, и в уме же выполняют вычисления. Счеты, или абакус, появились более 5 тыс. лет назад в Древнем Китае. Родиной же самой ментальной арифметики считается страна восходящего солнца – Япония, где абакус прижился с 16 века.
Примечая эффективность метода, мудрые японцы к 20 веку разработали целую систему тренировки мозга при помощи абакуса. Сегодня умение ментально считать широко распространено в Германии, многих странах Азии, Канаде и США.

Чем же так полезна ментальная арифметика, что многие современные родители, если еще не записали своего ребенка на занятия, то хотя бы раз об этом задумывались.
Развивает воображение и логику. Давайте разберемся, за счет чего это происходит. Дети начинают обучение, считая на абакусе. Постепенно образ абакуса закрепляется в голове ребенка. И вот тогда уже ребенок может считать ментально , представляя абакус с помощью своего воображения и считая на воображаемых косточках.

Развивает оба полушария мозга. За счет чего это происходит? Вычисления — это логичные, рациональные действия, то есть, задача для левого полушария мозга. А воображение и креативное мышление — это уже работа правого. Считая ментально, ребенок сначала задействует левое полушарие, получая числовую информацию. Затем в работу включается правое полушарие, и числовая информация переводится в картинку. Ребенок же производит вычисления на воображаемом абакусе. Говоря ответ на задание, ребенок опять задействует левое полушарие. Постоянное переключение между двумя полушариями во время ментального счета не только гармонично развивает их, но и укрепляет нейронные связи.
Улучшает память. На занятиях ментальной арифметикой нужно много запоминать. Это и новая техника, и формулы для вычислений, и представление чисел на абакусе. Все это активно тренирует память. Кроме того, на занятиях мы используем большое число дополнительных заданий, тренирующих память ребенка.
Тренирует концентрацию внимания и упорство. Такая необычная и достаточно сложная техника вычисления требует полной сосредоточенности, поэтому ребенок с самого первого занятия тренирует выдержку и силу воли для достижения результата. Он учится терпению и упорству. Согласитесь, это важные качества в нашей современной жизни.
Развивает математические способности. Этот пункт стоит в конце списка, поскольку ментальная арифметика — это не про математику. Но все же курс основан именно на математических вычислениях и существенно облегчит ребенку процесс обучения математике в школе.
«Отлично!» — скажете Вы. Но прежде чем бежать покупать абакус и записывать свое чадо на занятия, надо достать и ложку дёгтя из этой большой бочки меда.

Во-первых, для занятий ментальной арифметикой есть возрастные ограничения. Начинать такое обучение обычно рекомендуют с 4 до 12 лет – именно в этом возрасте идет активное формирование нейронных связей головного мозга. Но по опыту занятий с дошкольниками, мы можем сказать, что и 4 года — это слишком рано. Да и пятилетнего ребенка стоит вести на занятия ментальным счетом только тогда, когда он может писать и узнавать числа от 1 до 5. Верхний возрастной потолок ограничен 12-тью годами – возраст, в котором происходит окончательное формирование мозга человека. По нашему опыту, занятия с детьми более старшего возраста будут уже не столь эффективны.

Во-вторых, ментальная арифметика не оказывает помощи там, где требуется логика и абстрактное мышление. Потому, если Ваши ожидания связаны с большим математическим будущим вашего ребенка, то точно не стоит возлагать надежды на занятия ментальным счетом. Единственное, что поможет на уроках математики — это умение быстро считать.

В-третьих, ребенка можно перегрузить. Уважаемые родители, посмотрите внимательно на плотный график своих детей. Освоение ментальной арифметики — это интеллектуальный труд, который подразумевает помимо занятий еще и ежедневное обязательное выполнение домашних заданий. Перегрузки очень негативно сказываются на психическом и физическом здоровье ребенка. В погоне за модой, записав ребенка на очередные занятия, Вы, сами того не желая, можете включить у него автоматически срабатывающую систему предохранения – ваш ребенок потеряет мотивацию к обучению и интерес к новым знаниям. Поверьте, в нашей практике такие случаи были не раз.

В-четвертых. Занятия ментальной арифметикой подходят не всем детям. Ребенок, которому это не интересно, не сможет и не захочет усвоить такие занятия в полном объеме. А если мы будем его принуждать и водить насильно, то все это скажется и на процессе обучения в школе. Ведь на занятиях школьной математикой простые математические действия будут напоминать ему о ненавистных часах со счетами и методике под названием «ментальная арифметика». Если Ваш ребёнок наотрез отказывается заниматься ментальной арифметикой, не стоит отчаиваться, ведь для тренировки детского мозга ещё существуют шахматы, ребусы и кроссворды.

В-пятых. Ментальная арифметика не подходит для домашнего обучения. Научить ребёнка этому дома не получится – слишком всё трудно, если, конечно, вы не преподаватель менара. И кроме того, мама должна оставаться для своего ребенка мамой.

Взвесив все «за» и «против», можно с уверенностью сказать, что ментальная арифметика – это удивительная методика, которая действительно творит чудеса. Но, как и в любом другом деле, особенно когда это касается воспитания и развития детей, необходимо знать меру и применять ноу-хау исключительно в интересах ребёнка и согласно его способностям. Занимайтесь развитием ваших детей, учите их узнавать что-то новое, но не перегружайте их и не заставляйте заниматься насильно. Тогда любые занятия пойдут во благо. Академия Ростум рекомендует!

Волшебные счеты абакус. Ментальная арифметика

Почему на начальной ступени обучения ментальной арифметике используются именно счеты и почему ментальное развитие так необходимо современному человеку?

Дело в том, что современная образовательная система в большей степени направлена на развитие аналитического мышления и логики, тогда как творчеству уделяется гораздо меньше внимания. В результате получается перекос: развиваются функции левого полушария головного мозга, а функции правого полушария остаются недостаточно развитыми. И что самое печальное, для решения различных задач человек задействует, как правило, только одно полушарие, тогда как оптимальное решение приходит зачастую при целостном взгляде на проблему и синхронной работе обоих полушарий.

Ментальная арифметика – уникальная методика, позволяющая активизировать оба полушария головного мозга. Счет на абаке или соробане задействует обе руки и заставляет работать как левое полушарие, отвечающее за вычисления, так и правое, оценивающее в целом положение косточек на проволоке. Немаловажно и то, что на соробане используются косточки красного и желтого цветов, стимулирующих умственную деятельность. В результате у ребенка формируются устойчивые связи межполушарные связи, позволяющие не только быстро производить сложные арифметические вычисления, но и видеть нестандартные подходы к решению самых разных задач.

В дальнейшем вычисления уже производятся в уме, на воображаемом абаке, а различные задачи решаются с помощью образов, рисунков и диаграмм. Таким образом, тренируется память, усиливается концентрация внимания, развивается пространственное мышление, воображение и фантазия.

Каждый ребенок уникален и обладает своими талантами и способностями. Обучение ментальной арифметике помогает выявить их и раскрыть, независимо от того, в какой области они находятся – гуманитарной или технической. Методика обеспечивает всестороннее развитие ребенка, благодаря чему повышается его успеваемость в школе, усиливается мотивация к учебе и уверенность в своих силах.

Ментальная арифметика приведет ваших детей к успеху!

Из опыта обучения детей ментальной арифметике

«Научный аспект №2-2019» — Гуманитарные науки

Ганеева Айгуль Рифовна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры Математики и прикладной информатики Елабужского института (филиала) Казанского (Приволжского) федерального университета.

Аннотация: В последнее время в академическом сообществе все активнее обсуждается возможность применения инновационных методик устного счета, особо заинтересованы «Ментальной арифметикой».

В статье анализируется опыт внедрения ментальной арифметики для детей 6-13 лет в форме дополнительного образования на базе Елабужского института КФУ.

Рассматриваются три уровня обучения в зависимости от возраста детей. Несмотря на многообразие программ по ментальной арифметике их объединяют основные линии построения системы обучения ментальной арифметики.

Ключевые слова: Устный счет, ментальная арифметика, абакус, соробан, дополнительное образование.

Ментальная арифметика – система развития детского интеллекта, построенная на обучении быстрому счету в уме по необычной методике. Осваивая эту технику, ребенок развивает воображение и логику, тренирует память и учится быстро и легко справляться со сложными примерами по математике.

Многие не понимают, как же занятия ментальной арифметики развивают ребенка?

Основным инструментом ментальной арифметики является «Абакус» (Рис. 1). В процессе обучения ребенок учится считать, передвигая косточки. Далее обучающийся представляет счеты «Абакус» в своем воображении и мысленно «ментально» передвигает данные косточки. Тем самым, у таких детей развивается воображение, тренируется память. Дети передвигают косточки двумя руками, поэтому говорят, что развиваются оба полушария мозга ребенка. В России данная методика считается инновационной, которая направлена на развитие креативной и нестандартной личности ребенка.

 

Рисунок 1. Макет счетов «Абакус».

Слово «Абакус» происходит от слова «абак» (в переводе с латинского abacus – доска) – счетная доска, в который были сделаны специальные углубления в виде линий, а в этих углублениях передвигались камешки или косточки [3, с.3-4].

Ментальная арифметика – методика достаточно молодая и в то же время очень древняя.

Зарождением данной методики считается с момента появления счетной доски (суаньпань) в Китае более 5 тысяч лет назад. Счеты представляли собой дощечку со специальными обозначениями и песком, разделенным на строки. Их использовали для сложения, вычитания, умножения, деления, вычисления дробей и даже квадратных корней. Чуть позже в Египте, Древней Греции и Древнем Риме появились аналогичные приспособления для арифметических вычислений. Они больше походили на современные счеты, поскольку подсчет велся на доске не с помощью песка, а с использованием камней или косточек. Несмотря на то, что счеты были изобретены в Китае, наибольшее применение они получили в Японии. Там они были модернизированы и получили название Абакус (соробан), что в переводе китайского означает вычислительная доска. Соробан не был популярен в Японии до 17 века, но нет сомнений, что он был знаком купцам ещё за 2 столетия до этого. Когда этот удобный вычислительный инструмент стал широко известен, он был подробно и тщательно изучен многими математиками. В результате исследований, формы и методы практических расчетов на абакусе получали всё большее совершенствовании [1, с. 13-14].

Также стоит отметить, что обучение на Абакусе в Японии до сих пор является обязательным для 3 – 4 классов.

Система обучения устному счету, опирающаяся на использование счет Абакус существует уже не одно тысячелетие, поэтому она проверена временем и практикой многих поколений. Современный Абакус представляет собой деревянные счеты прямоугольной формы, в которых 13 (или больше, но всегда нечетное количество) вертикальных спиц, поделенных поперек продольной планкой. На каждом ряду спиц нанизаны косточки, которые позволяют ребенку визуализировать базовую десятичную систему. Манипулируя этими косточками, ребенок производит сложные арифметические действия. Несмотря на распространение практических и доступных карманных калькуляторов считается, что по сравнению с обучением счёту на бумаге и, тем более, на калькуляторе, обучение на Абакусе имеет ряд неоспоримых педагогических преимуществ [1, с. 10-11]. На каждой спице всего пять косточек в одном ряду: четыре («земные») из них означают по единице, а пятая («небесная») соответствует цифре «пять». Такое расположение (4+5=9) дает возможность представить на линейке все цифры от 0 до 9. Значащими считаются косточки, придвинутые к средней планке. Линейки расположены не горизонтально, как в русских счетах, а вертикально. Для десятичной позиционной системы это имеет важное значение, так как соответствует форме записи чисел слева направо, и вычисления на Абакусе тоже ведутся слева направо, начиная со старших разрядов. Абакус исключает путаницу при вычислениях, так как дает однозначное представление о цифрах. Ни одну цифру нельзя отложить на счетах двумя способами, что делает арифметические действия доступным для понимания. Абакус являтся самыми доступными счетами для человеческого зрительного восприятия [4]. Программа ментальной арифметики считается древней китайской техникой для координации мозга и развития тела с использованием Абакуса. Также она позиционируется как высокоэффективная программа развития умственных способностей детей.

Обучение устному счету по методике ментальной арифметики желательно начинать не раньше, чем с 4 – 6 лет. К этому моменту дети уже знают числа от 1 до 10 как минимум, что позволит познакомиться с их расположением на счетах и производить элементарные операции. В период с 4 до 12 лет происходит самое активное развитие мозга у человека. Поэтому усвоение базисных навыков должно осуществляться именно в этот период. Поэтому эксперты рекомендуют в указанном возрасте изучать детям иностранные языки, осваивать игру на музыкальных инструментах и другие виды деятельности. В этот список гармонично вписывается и ментальная арифметика. Стимуляция работы мозга такого рода способствует более легкому и продуктивному дальнейшему обучению.

На базе Елабужского института Казанского Федерального университета с 11 ноября 2017 года начала свою реализацию дополнительная образовательная программа «Ментальная арифметика». Обучаются три возрастные категории детей: 5-6 лет, 7-9 лет и 10-12 лет [5].

Метод ментальной арифметики гармонично развивает оба полушария мозга. Обучение учитывает возрастные особенности ребенка и помогает подготовиться к школе, молниеносно принимать решения, запоминать любую информацию, успешно сдать экзамены. Происходит развитие таких интеллектуальных способностей детей, как скорость мышления, абстрактное мышлений, быстрый устный счет, внимательность, креативное мышление. При постоянном развитии устного счета с помощью новой методики, развитие получает воображение, слух, наблюдательность, логика, память [2, c 24.].

Программа обучения ментальной арифметике условно состоит из двух этапов. На первом дети осваивают технику вычисления на счетах «Абакус», при этом задействованы сразу две руки. Абакус или соробан – аналог русских счетов, но он намного древнее, и основан на пятеричной системе счисления. Второй этап программы предполагает переходят к ментальному счету – дети представляют абакус в уме и двигают воображаемые косточки. Эта методика, появившаяся в Китае более 5 тысяч лет назад, сейчас покоряет разные страны мира. В Японии ментальная математика стала обязательным предметом школьной программы. Дело в том, что она способствует не только умению быстро считать в уме, но и развивает умственные способности, творческий потенциал ребенка. Включение в процесс счета обоих полушарий мозга обеспечивает быстрое выполнение и запоминание действий. Левое полушарие воспринимает цифры, правое – картинку косточек счетов. Так, ребенок учится производить предлагаемые расчеты в уме. Теперь числа воспринимаются как картинки, а процесс вычисления ассоциируется с соответствующим движением косточек счетов.

Рассмотрим основные линии обучения ментальной арифметики, уровень «сложение и вычитание»:

1) Простое сложение и вычитание чисел «проще простого ПП».

2) Сложение чисел с помощью формул «помощь брата ПБ»:

+1=+5–4, +2=+5–3, +3=+5–2, +4=+5–1,

3) Вычитание чисел с помощью формул «помощь брата ПБ»:

–1= –5+4, – 2= –5+3, –3= –5+2, – 4= –5+1,

4) Сложение чисел с помощью формул «помощь друга ПД»:

+9=+10–1, +8=+10–2, +7=+10–3, +6=+10–4, +5=+10–5, +4=+10–6, +3=+10–7, +2=+10–8, +1=+10–9.

5) Вычитание чисел с помощью формул «помощь друга ПД»:

–9= –10+1, –8= –10+2, –7= –10+3, –6= –10+4, –5= –10+5, –4= –10+6, –3= –10+7, –2= –10+8, –1= –10+9.

6) Сложение чисел с помощью комбинированных формул «Микс формулы МФ»:

+6=+11–5, +7=+12–5, +8=+13–5, +9=+14–5.

7) Вычитание чисел с помощью комбинированных формул «Микс формулы МФ»:

–6= –11+5, –7= –12+5, –8= –13+5, –9= –14+5.

Аудиторные занятия по ментальной арифметике для детей проходят один раз в неделю по 1,5-2 часа. Немалую часть в них занимает игровая форма обучения и развития, особенно на занятиях для детей 5-9 лет. Игровая деятельность помогает детям отвлечься от кропотливого счета, причём все игры направлены на развитие внимания, концентрации, скорости мышления, воображения, реакции и логики. Этап изучения новой темы направлен на постановку пальчиков при работе со счетами. Изучение новой темы закрепляется фундаментальными упражнениями, самостоятельной работой с абакусом, ментально, также пишутся диктанты для определения насколько был усвоен новый материал. Вся эта работа проводится в большей степени в рабочих тетрадях. Домашнее задание, которое также расписано в рабочих тетрадях содержит в себе задания на пять дней аналогичные классной работе, но ещё дополненные аудио-диктантами, ментальным решением, раскрашиванием косточек. Здесь можно заметить ещё одну особенность рассматриваемой методики, которая заключается в обязательном ежедневном выполнении домашнего задания.

Ежедневный счет на абакусе и ментальный счет поможет детям достигнуть цели – научиться выполнять и простые и сложные математические задачи в уме.

Список литературы

  1. Багаутдинов Р., Ганиев Р. Ментальная арифметика. Знакомство. – М.: Траст, 2015 – 116 с.
  2. Ганеева А.Р. Методы обучения устному счету / А.Р. Ганеева, М.Р. Бекбулатова // Физико-математическое образование: проблемы и перспективы. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции, посвященной году Н.И. Лобачевского. г. Елабуга, 7-9 декабря 2017 г. – Елабуга: ЕИ КФУ. 2017.– С. 20-22.
  3. Малсан Би. Ментальная арифметика для всех. — [Б.м.]: Издательские решения, 2017. — 18 с. 3.
  4. Маулешева А., Сырланова С.Т. Ментальная арифметика как нетрадиционный метод обучения устному счёту дошкольников Международный научный журнал «Символ науки» №12-2/2016, 2016. – С. 221-226.
  5. Секреты ментальной арифметики раскрыла эксперт Елабужского института КФУ, электронный ресурс] – URL — https://kpfu.ru/elabuga/sekrety-mentalnoj-arifmetiki-raskryla-ekspert.html (дата обращения 15.03.2019).
  6. Сырланова С. Т. Развитие креативности дошкольников с помощью ментальной арифметики Международный Форум педагогов-инноваторов «Современные технологии обучения и воспитания в образовательном процессе» https://emc21.ru/wp-content/uploads/2016/09/Statya_Syrlanova-Saule-Tynyshtykbaevna.pdf.
  7. Хэндли Б. Быстрая математика: секреты устного счета / пер. с англ. Е. А. Самсонова. — Минск: Попурри, 2014. — 304 с.
  8. Что такое ментальная арифметика?, [электронный ресурс] – URL — http://fb.ru/article/247553/chto-takoe-mentalnaya-arifmetika (дата обращения 15.03.2019).

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Ментальная арифметика | Школьный портал Республики Мордовия

Ментальная арифметика – это методика обучения быстрому счету. В основе программы лежит система арифметических действий с помощью специальных китайских и японских счет – абакуса и соробана.

Немного истории

Впервые абак (абакус) появился, вероятно, в Древнем Вавилоне в III тысячелетии до н. э. Первоначально представлял собой доску, разграфлённую на полосы или со сделанными углублениями. Затем их использовали в Древних Греции и Риме, в Древнем Китае и других сверхцивилизациях того времени.

Хотя сегодня многие используют калькуляторы и компьютеры вместо счетов, в некоторых странах они всё ещё широко распространены. Продавцы, торговцы и служащие в некоторых частях Восточной Европы, России, Китая и Африки используют в своей работе счёты; они всё ещё используются для обучения арифметике детей.

В настоящее время действует около пяти тысяч образовательных центров в 50 странах, которые обучают устному счету. Наиболее активными в этом плане являются школы США, Австрии, Канады, Австралии, Таиланда, Китая и Ближнего Востока. Открываются специализированные центры в России, Казахстане и в Киргизии. Так, уже высоких результатов и оценок родителей достигла ментальная арифметика в Астане и Москве.

Под «ментальностью» подразумевается образ мышления, т. е. всё имеющее отношение к уму, интеллекту (восприятие, воображение, память, чувство, желание, образы и другие содержания, присущие уму).

Уровень успеваемости, успешности, креативности зависит от многих причин, в частности: насколько мозг способен воспринимать, хранить, обрабатывать и воспроизводить информацию.

Чтобы достичь вершин нужна подготовка, т.е. всестороннее развитие всех видов памяти, концентрации внимания, логики, вариативности мышления, пространственного воображения и многого другого.

Курс Ментальная арифметика с помощью устного счёта способен «разбудить», активизировать работу мозга, создать фундамент для повышения работоспособности: повысить память, внимание, воображение и тд.

В практике нашей школы замечено, что выпускники курса Ментальная арифметика на 30% быстрее выполняют задания, достигают более высоких результатов на последующем курсе Скорочтение, а значит и в различных школьных дисциплинах.

Ментальная арифметика — она вызывает большой интерес и множество вопросов от родителей! Ответим на самые частые:

 

— В чем польза?

— У ребенка, который занимается ментальной арифметикой вырабатывается усидчивость и он умеет лучше концентрироваться.

 

— Нужна только для математиков?

— Детям ментальная арифметика нужна прежде всего в качестве факультатива, как специальная развивающая методика. Занятия ментальной арифметикой тренируют память, способствуют лучшему изучению иностранных языков. Кроме того, они развивают образное мышление детей, логику. К примеру, учителя часто сталкиваемся с тем, что многие ученики 11 класса плохо знают таблицу умножения. Если бы они владели навыками ментального счета, то у них бы не было сложностей с арифметическими действиями.

 

— Когда будет результат?

— Занятия ментальной арифметикой дают результат очень быстро. Конечно, не стоит ожидать, что ребенок через месяц научится складывать или вычитать трехзначные числа. Однако при правильной нагрузке дети уже через полгода смогут совершать быстрые математические действия с разными числами.

 

Мы советуем родителям всегда прислушиваться к желаниям детей. Если вы видите, что у ребенка есть интерес к математике, то мы ждём вас в Школе IQ007 на бесплатное пробное занятие.

Ответы на вопросы о нашем курсе ментальной арифметики

На какие разделы делится курс?

1. Уровень S
Длительность: 3 месяца
Программа: Знакомство с абакусом, его составляющие, правила работы с ним.
Результат: Дети узнают как правильно складывать и вычитать на абакусе. Активно развивается навык мелкой моторики: почерк, манипуляция с мелкими предметами. Первые заметные улучшения успеваемости в школе.

2. Уровень М
Длительность: 3 месяца
Программа: Закрепление навыков, изучение формул счета.
Результат: Ребенок начинает считать по формулам. Ощутимо улучшается память и концентрация внимания. Заметно лучше запоминаются стихотворения и виден прогресс в артикуляции речи.

3. Уровень А
Длительность: 5-6 месяцев
Программа: Доведение техник сложения и вычитания до автоматизма.
Результат: Дети могут посчитать любые примеры на сложение и вычитание за считанные секунды. Феноменально развиваются воображение, представление и фотографическая память.

4. Уровень R
Длительность: 5-6 месяцев
Программа: Подготовка к умножению на абакусе.
Результат: Молниеносный ментальный счет, доскональное знание и оперирование таблицей умножения, увеличение скорости счета. Значительно вырастает способность к аналитической деятельности, самостоятельность и заметно повышается самооценка.

5. Уровень T
Длительность: 5-6 месяцев
Программа: Умножение на абакусе.
Результат: Ребенок умножает на абакусе, используя уже изученные формулы. На этом этапе ребенок тратит минимальное время на решение любых арифметических задач в школе. Многие дети занимают призовые места на олимпиадах.

6. Уровень Y
Длительность: 5-6 месяцев
Программа: техника счета деления на абакусе.
Результат: Ребенок не только с легкостью подходит к решению любых задач как в школе, так и в жизни. Активно выражено стремление к лидерству, умение аргументировано отстаивать свою точку зрения, улучшается успеваемость по большей части предметов в школе.

 

Можно ли обучить своего ребенка самостоятельно?

Вы можете заниматься со своим ребенком индивидуально, пройдя обучение данной методике. Даже если вы решили заниматься сами, советуем проводить занятия в группе, поскольку групповые занятия развивают коммуникабельность, умение работать в команде.

 

Насколько эффективны эти занятия? Есть ли реальный прогресс?

Ментальная арифметика развивает творческое и аналитическое мышление, улучшает концентрацию внимания, фотографическую память, воображение, логику, а также наблюдательность и слух. Это не обычный счет в уме, ведь умение находить ответ на самые сложные примеры и задачи в считанные секунды развивает правое полушарие мозга, отвечающее за воображение и представление.

 

Не противоречит ли обучение ментальной арифметике школьной программе?

Обучение ментальной арифметике помогает ребенку лучше усваивать школьную программу. Во-первых, он развивает способности, связанные с памятью, воображением, логикой и мышлением. Во-вторых, помогает лучше понимать точные науки: математику, физику, геометрию. А в-третьих, придает уверенности детям. Когда ваш ребенок научится быстро считать и делать это лучше взрослого, он будет знать, что может научиться всему, нужно лишь постараться!

 

Ребенок может решать такие примеры на калькуляторе, зачем ему ментальная арифметика?

Абакус сложно сравнить с калькулятором, т.к. калькулятор вызывает леность ума, в то время как абакус заставляет мозг работать, что позволяет решать арифметические задачи со скоростью калькулятора. Кроме того, занятия ментальной арифметикой не только повышают скорость устного счета, но и развивают другие когнитивные способности ребенка (воображение, память, внимание, наблюдательность).

 

 

Как считать на абакусе | Правила счета

Система ментального счета или ментальная арифметика позволяет научить детей очень быстро выполнять в уме все арифметические действия. Для обучения используется специальная счетная доска — абакус. Сначала дети учатся арифметические действия с помощью этого приспособления, а затем начинают выполнять все действия в уме.

Изобрели абакус еще в Месопотамии примерно в третьем тысячелетии до нашей эры. Подобные счетные приборы применялись практически во всех странах — Древней Греции, Риме, Египте, Китае, Индии, Японии.

В наши дни все расчеты ведутся с помощью вычислительной техники. А абакус главным инструментом методики развития интеллектуальных способностей — ментальной арифметики. Начинать занятия можно с раннего возраста, когда научится считать до десяти.

Как считать на абакусе

Счеты представляют собой прямоугольную рамку с вертикальными спицами. Рамка поделена поперечной перекладиной на неравные части. На спицах нанизаны костяшки — снизу по четыре штуки, а сверху по одной.Общее количество спиц может отличаться в зависимости от модели счетной доски.

Для счета на абакусе надо запомнить несколько основных правил:

  • числа на счетной доске набирают слева направо;
  • нижние костяшки обозначают числа от 1 до 4, верхняя костяшка — соответствует числу 5;
  • опущенная верхняя косточка обозначает, что число больше пяти;
  • каждая спица соответствует одному разряду — единицы, десятки, сотни, тысячи и так далее.

Чтобы изобразить число на счетах, необходимо подвести к внутренней перекладине соответствующее количество костяшек. К примеру, для числа 6 нужно подвинуть на крайней левой спице вниз верхнюю косточку (5) и поднять одну нижнюю (1). Аналогично отображается, например, число 66. Только для этого надо задействовать две спицы — одну для единицы, вторую для десятков.

См. также Японские счеты соробан

Правила счета

Дети очень быстро учатся на абакусе, достаточно объяснить им принцип и показать несколько примеров.Для счета используется одна рука — правая, если нужно считать десятки и единицы, используются обе руки.

Руку нужно сжать в кулак, выпрямив большой и указательный пальцы. Нижние косточки поднимают большим пальцем, а опускают — указательным. С верхней костяшкой работают только указательным пальцем. Если надо добавить косточки сверху и снизу, то это делают двумя пальцами. Аналогично осуществляют удаление и костяшек.

Вложение и вычитание на абакусе

Складывать и вычитать с помощью счетной доски очень просто. Сначала на абакусе набирают первое число, к нему на соответствующем спицах увеличить второе число. Складывать начинать с меньшего из двух чисел. Если на спице получается больше 9 косточек, то добавить одну костяшку на соседней.

При вычитании из первого числа убирают нужное количество косточек на каждой спице. В этом случае первым на абакусе устанавливают большее число.

Сложение и вычитание двух- и трехзначных чисел задействует обе руки. В результате оба работают оба полушария мозга и стимулируют мелкая моторика.Через некоторое время сам счетный прибор становится ненужным, начинает работать с косточками на воображаемой доске.

Умножение и деление

Для умножения на абакусе ребенок должен выучить таблицу умножения от 1 до 10. Умножение идет по принципу от большего к меньшему. Для двузначных чисел это означает, что сначала десятки умножают на единицу, потом перемножают между собой единицы.

Рассмотрим простой пример — 11х6. Он считается в два действия:

  1. 10х6 = 60
  2. 1х6 = 6

Сначала набираем на абакусе число 60, потом к нему добавляем 6.В итоге получаем нужный ответ 66.

Деление на счетной доске выполнено по аналогичному принципу, только числа не складываются, а вычитаются.

См. также Что такое абак

Рейтинг: 4/5 — 3 голосов

Как считать на абакусе? | МЕНАР

Что такое абакус и соробан? Это те слова, которые, для многих людей звучат как что-то новое и неопознанное. На самом деле система счета на абакусе появилась очень давно, еще задолго до нашей эры.Ею пользовались в Древнем Риме, Китае и Греции счетоводы и математики тех времен.

Сейчас появляются курсы для изучения ментальной математики для детей, основанной на применении абакуса. Эта система для ее малыши очень быстро познакомится с цифрами и выполняет с ними в ум. Однако сначала, чтобы постигнуть все премудрости методики, дети должны выучить счет до десяти и научиться считать с помощью соробана.

Методика построена так, что дети учатся играть.Поэтому результат не заставляет себя ждать. Интересные игры на уроках и закрепляющие домашние задания очень быстро дадут свои плоды.

Что представляет собой абакус?

Абакус — древний калькулятор, который по своему виду напоминает обычные счеты. Принцип действия работы на двух этих приборах аналогичный. Отличия составляют количества костяшек, нанизанных на спицах, в советских счетах их больше, а также размер рамки у абакуса же, чем у знакомых нам счетах.Такой размер рамки позволяет намного меньше движений, чем на счетах.

Количество спиц с костяшками разрешений различное количество. На спице размещается 5 костяшек. Спицы прокладываются сквозь разделительную планку. Над планкой имеется одна костяшка, под планкой остается 4.

Чем лучше у человека развита техника движения пальцами, тем быстрее он получит навык и научится работать на абакусе. В работе принимают участие большой и указательный палец.Чтобы навык не пропал, необходимо часто тренироваться и не пропускать занятия по ментальной арифметике.

Обучиться счету на абаке можно записавшись на специальные курсы или в школы, преподающие ментальную математику. Обучение в основном рассчитано для детей до 12 лет, но возможно и обучение старших детей подросткового возраста. Такие школы и курсы расположены в крупных городах. Поэтому, если в связи с удаленностью вам такое обучение не доступно, можно начать освоение методики самостоятельно.

Сначала нужно познакомиться с абаки и ознакомиться с вводным вводом счета. Хотя тренажер и похож с первого взгляда на советские счеты, но принцип откладывания чисел отличается. Под горизонтальной перекладиной на каждой спице находится по 4 костяшки, каждая из которых обозначает единицу, а сверху — одна, обозначающая «5».

Чтобы выложить любую цифру до четырёх, нужно переместить снизу вверх к перекладине необходимое количество косточек.Например, если требуется тройка, нужно передвинуть три костяшки. 3 деления. Цифры от «6» до «9» получаем в виде суммы числа «5» и «1», «2» и так далее. То есть нужно сместить к перекладине деление, которое находится в верхней части, и необходимое количество костяшек, которые снизу.

Каждая спица определяет разряд — единицы, десятки, сотни, тысячи. Счет разрядов всегда идет справа.

Например, нам требуется представить число «63». Для этого на первой планке в правой части будет отложено 3 косточки из четырёх.На следующей спице, которая обозначает десятки, нужно сдвинуть к центру костяшку, которая находится над перекладиной, и одну снизу.

Когда счет на абакусе доведен до автоматизма, необходимо для дальнейшего развития переходить на следующий этап — ментальный. Его требуется проходить под руководством преподавателей, которые научат ребенка визуализировать счеты в воображении и выполнять расчеты всех математических действий в уме.

Доведение до автоматизма счёта на абакусе — лишь начальный этап обучения.Следующее руководство — ментальный: нужно выполнять под руководством опытных тренеров, поскольку ребенку придётся в воображении визуализировать счёты и все действия в уме.

Перед освоением счета абакуса необходимо:

  • довести до автоматизма умение выкладывать числа на счётах;
  • обучиться сложению и вычитанию;
  • приступить к усвоению умножения и деления.

Следует помнить, что, имея элементарных навыков устного сложения в пределах 20 и таблицы умножения, освоить абакус будет очень проблематично.Поэтому рекомендуется идти на курсы ментальной математики после того, как ребенок освоит начальные азы математики.

Волшебные счеты абакус. Ментальная арифметика

Почему на начальной ступени обучения ментальной арифметике используются именно счеты и почему ментальное развитие так необходимо современному человеку?

Дело в том, что современная образовательная система в большей степени направлена ​​на развитие аналитического мышления и логики, тогда как творчеству уделяется гораздо меньше внимания. В результате получается перекос: развиваются функции левого полушария головного мозга, а функции правого полушария остаются недостаточно развитыми. И что самое печальное, для решения различных задач человек задействует, как правило, только одно полушарий, тогда как оптимальное решение приходит часто при целостном взгляде на проблему и синхронной работе обоих полушарий.

Ментальная арифметика — уникальная методика, позволяющая активизировать оба полушария головного мозга. Счет на абаке или соробане задействует обе руки и заставляет работать как левое полушарие, отвечающее за вычисления, так и правое, оценивающее в правильном положении косточек на проволоке.Немаловажно и то, что на соробане используются косточки красного и желтого цветов, стимулирующая умственную деятельность. В результате у ребенка формируются устойчивые межполушарные связи, позволяющие не только быстро выполнять сложные арифметические вычисления, но и видеть нестандартные подходы к самых разных задач.

В современных вычислениях уже производятся в уме, на воображаемом абаке, различные задачи решаются с помощью образов, рисунков и диаграмм. Таким образом, тренируется память, усиливается внимание, развивается пространственное мышление, воображение и фантазия.

Каждый ребенок уникален и обладает своими талантами и способностями. Обучение ментальной арифметике помогает выявить их и раскрыть независимо от того, в какой области они находятся — гуманитарной или технической. Методика обеспечивает всестороннее развитие ребенка, благодаря чему повышается его успеваемость в школе, усиливается мотивация к учебе и уверенность в своих силах.

Ментальная арифметика приведет ваших детей к успеху!

Ментальная арифметика — модный тренд или новый уровень образования?

Ментальная арифметика — это многоуровневая система счета, которую дети осваивают с помощью главного инструмента — абакуса.Переходя от уровня к уровню, дети учатся проводить сначала на нем, а потом уже в уме. Они представляют абакус, и в уме же вычисления. Счеты, или абакус, появились более 5 тыс. лет назад в Древнем Китае. Родиной же самой ментальной арифметики считается страна восходящего солнца — Япония, где абакус прижился с 16 века. Примеченная методика, мудрые японцы к 20 веку разработали целую систему тренировки мозга при помощи абакуса. Сегодня умение ментально широко распространено в Германии, многих странах Азии, Канаде и США.

Чем же так полезна ментальная арифметика, что многие современные родители, если еще не записали своего ребенка на занятия, то хотя бы раз об этом задумывались.
Развивает воображение и логику. Давайте разберемся, за счет чего это происходит. Дети начинают обучение, считая на абакусе. Постепенно образ абакуса закрепляется в голове ребенка. И вот тогда ребенок может считать ментально, представляя абакус с помощью своего воображения и считая на воображаемых косточках.
Развивает оба полушария мозга.За счет чего это происходит? Вычисления — это логичные, рациональные действия, то есть задача для левого полушария мозга. А воображение и креативное мышление — это уже работа правого. Считая ментально, ребенок сначала задействует левое полушари, получая числовую информацию. Затем в работу включается правое полушарие, и числовая информация переводится в картинку. Ребенок же производит вычисления на воображаемом абакусе. Говоря ответ на задание, ребенок опять задействует левое полушарие. Постоянное переключение между двумя полушариями во время ментального счета не только гармонично развивает их, но и укрепляет нейронные связи.
Улучшает память. На занятиях ментальной арифметикой нужно много запоминать. Это и новая техника, и формулы для вычислений, и представление чисел на абакусе. Все это активно тренирует память. Кроме того, на занятиях мы используем большое число дополнительных заданий, тренирующих память ребенка.
Тренирует концентрацию внимания и упорство. Такая необычная и достаточно сложная техника требует полной сосредоточенности, поэтому ребенок с самого первого тренинга тренирует выдержку и силу воли для достижения результата.Он учится терпению и упорству. Согласитесь, это важные качества в нашей современной жизни.
Развивает математические способности. Этот пункт стоит в конце списка, поскольку ментальная арифметика — это не про математику. Методика обучения математике в школе.
«Отлично!» — скажете Вы. Но прежде чем бежать покупать абакус и записывать свое чадо на занятия, надо достать и ложку дёгтя из этой большой бочки меда.

Во-первых, для занятий ментальной арифметикой есть возрастные ограничения. Начинать такое обучение обычно рекомендуют с 4 до 12 лет — именно в этом возрасте идет активное формирование нейронных связей головного мозга. Но по опыту занятий с дошкольниками, мы можем сказать, что и 4 года — это слишком рано. Да и пятилетнего ребенка стоит вести на занятия ментальным счетом только тогда, когда он может писать и узнавать числа от 1 до 5. Верхний возрастной потолок ограничен 12-тью годами — возраст, в котором происходит окончательное формирование мозга человека.По нашему опыту, занятия с детьми более старшего возраста будут уже не столь эффективны.

Во-вторых, ментальная арифметика не оказывает помощи там, где требуется логика и абстрактное мышление. Потому что, если ваши ожидания связаны с большим математическим будущим вашего ребенка, то точно не стоит возлагать надежды на занятия ментальным счетом. Единственное, что поможет на уроках математики — это умение быстро считать.

В-третьих, ребенка можно перегрузить. Уважаемые родители, посмотрите внимательно на плотный график своих детей.Освоение ментальной арифметики — это интеллектуальный труд, который подразумевает дополнительные занятия еще и ежедневное обязательное выполнение домашних заданий. Перегрузки очень негативно сказываются на психическом и физическом здоровье ребенка. В погоне за модой, записав ребенка на очередные занятия, вы, сами того не желая, можете включить у него автоматически срабатывающую систему предохранения — ваш ребенок потерял мотивацию к обучению и интерес к новым знаниям. Поверьте, в нашей практике такие случаи были не раз.

В-четвертых. Занятия ментальной арифметикой подходят не всем детям. Ребенок, которому это не интересно, не сможет и не захочет усвоить такие занятия в полном объеме. А если мы будем его принуждать и водить насильно, то все это скажется и на процессе обучения в школе. Ведь на занятиях школьной математикой простые математические действия будут напоминать ему о ненавистных часах со счетами и методике под названием «ментальная арифметика». Если Ваш ребёнок наотрезется заниматься ментальной арифметикой, не стоит отчаиваться, ведь для тренировки детского мозга ещё существуют шахматы, ребусы и кроссворды.

В-пятых. Ментальная арифметика не подходит для домашнего обучения. Научить ребёнка этому дома не получится — слишком всё трудно, если, конечно, вы не преподаватель менара. И кроме того, мама должна оставаться для своего ребенка мамой.

Взвесив все «за» и «против», можно с уверенностью сказать, что ментальная арифметика — это удивительная методика, которая действительно творит чудеса. Необходимо знать меру и применять только в любом другом деле, особенно когда это касается воспитания и развития детей, необходимо знать меру и применять ноу-хау исключительно в детей ребёнка и согласно его способностям.Занимайтесь но ознакомьтесь с вашими детьми, учите их узнавать что-то новое, не перегружайте их и не заставляйте заниматься насильно. Тогда любые занятия пойдут во благо. Академия Ростум рекомендует!

Из опыта обучения детей ментальной арифметике

«Научный аспект №2-2019» — Гуманитарные науки.

Ганеева Айгуль Рифовна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры Математики и прикладной информатики Елабужского института (филиала) Казанского (Приволжского) федерального университета.

Аннотация: В последнее время в сообществе все активнее обсуждается возможность применения инновационных методик устного счета, особо отметим «Ментальной арифметикой».

В статье анализируется опыт внедрения ментальной арифметики для детей от 6 до 13 лет в форме дополнительного образования на базе Елабужского института КФУ.

Рассматриваются три уровня обучения в зависимости от возраста детей. Несмотря на множество программ по ментальной арифметике их объединяют основные линии системы обучения ментальной арифметики.

Ключевые слова: Устный счет, ментальная арифметика, абакус, соробан, дополнительное образование.

Ментальная арифметика — система развития детского интеллекта, построенная на обучении быстрому счету в уме по необычной методике. Осваивая эту технику, развивает воображение и логику, тренирует память и учится быстро и легко справляется со сложными примерами по математике.

Многие не понимают, как же занятия ментальной арифметики развивают ребенка?

Основным инструментом ментальной арифметики является «Абакус» (Рис.1). В процессе обучения ребенок учится считать, передвигая косточки. Далее обучающийся представляет счеты «Абакус» в своем воображении и мысленно «ментально» передвигает данные косточки. Тем самым, у таких детей развивается воображение, тренируется память. Дети передвигают косточки двумя руками, поэтому говорят, что развиваются оба полушария мозга. В России методика инновационной, направлена ​​на развитие креативной и нестандартной личности ребенка.

Рисунок 1.Макет счетов «Абакус».

Слово «Абакус» происходит от слова «абак» (в переводе с латинского abacus — доска) — счетная доска, в которые сделаны специальные углубления в виде линий, в этих углублениях передвигались камешки или косточки [3, с. 3-4 ].

Ментальная арифметика — методика достаточно и в то же время очень древняя.

Зарождением данной методики считается с момента появления счетной доски (суаньпань) в Китае более 5 тысяч лет назад. Счеты представляли собой дощечку со специальными обозначениями и песком, разделенным на строки.Их использовали для сложения, вычитания, умножения, деления, вычисления дробей и даже квадратных корней. Чуть позже в Египте, Древней Греции и Древнем Риме появились аналогичные приспособления для арифметических вычислений. Они больше походили на современные счеты, поскольку подсчет велся на доске не с помощью песка, а с использованием камней или косточек. Несмотря на то, что счеты были изобретены в Японии. Там они были модернизированы и получили название Абакус (соробан), что в переводе китайского означает вычислительная доска.Соробан не был популярен в Японии до 17 века, но нет сомнений, что он был знаком купцам ещё за 2 столетия до этого. Когда этот удобный вычислительный инструмент стал широко известен, он был подробно изучен многими математиками. В результате формы и методов практических расчетов на абакусе исследования всё большее совершенствовании [1, с. 13-14].

Также стоит отметить, что обучение на Абакусе в Японии до сих пор является обязательным для 3–4 классов.

Система обучения устному счету, опирающаяся на использование Абакус существует уже не одно тысячелетие, поэтому она проверена временем и практикой многих поколений.Современный Абакус представляет собой деревянные счеты прямоугольной формы, в которых 13 (или больше, но всегда нечетное количество) вертикальных спиц, поделенных поперек продольной планкой. На каждом ряду спиц нанизаны косточки, которые позволяют ребенку визуализировать базовую десятичную систему. Манипулируя этими косточками, производит сложные арифметические действия. Несмотря на распространение практических и доступных карманных калькуляторов, считается, что по сравнению с обучением счёту на бумаге и тем более, на калькуляторе, обучение на Абакусе ряд неоспорим педагогических преимуществ [1, с. 10-11]. На каждой спице всего пять косточек в одном ряду: четыре («земные») из них означают по единице, а пятая («небесная») соответствует цифре «пять». Такое расположение (4 + 5 = 9) дает возможность представить на линейке все цифры от 0 до 9. Значащими считаются косточки, придвинутые к средней планке. Линейки расположены не горизонтально, как в русских счетах, а вертикально. Для десятичной позиционной системы это имеет важное значение, так как соответствует записи чисел слева направо, и формы на вычислениях Абакусе тоже ведутся слевао, начиная со старших разрядов.Абакзначус исключает путаницу прих вычислений, так как дает одно представление о цифрах. Ни одну цифру нельзя отложить на счетах двумя способами, что делает арифметические действия доступным для понимания. Абакус наиболее доступными счетами для человеческого зрительного восприятия [4]. Программа ментальной арифметики считается древней китайской техникой для малого мозга и развития тела с использованием Абакуса. Также она позиционируется как высокоэффективная программа развития умственных способностей детей.

Обучение устному счету по методике ментальной арифметики желательно начинать не раньше, чем с 4 — 6 лет. К этому моменту дети уже знают числа от 1 до 10 как минимум, что позволит познакомиться с их расположением на счетах и ​​выполнить элементарные операции. В период с 4 до 12 лет происходит самое активное развитие мозга у человека. Поэтому усвоение базисных навыков должно происходить именно в этот период. Поэтому рекомендуют в указанном возрасте изучать детям иностранные языки, осваивать игру на музыкальных инструментах и ​​другие виды деятельности.В этот список гармонично вписывается и ментальная арифметика. Стимуляция работы мозга такого рода способствует более легкому и продуктивному дальнейшему обучению.

На базе Елабужского института Казанского Федерального университета с 11 ноября 2017 года начала свою дополнительную образовательную программу «Ментальная арифметика». Обучаются три возрастные категории детей: 5-6 лет, 7-9 лет и 10-12 лет [5].

Метод ментальной арифметики гармонично развивает оба полушария мозга. Обучение учитывает возрастные особенности ребенка и помогает подготовиться к школе, молниеносно принимать решения, запоминать любую информацию, успешно сдать экзамены. Происходит развитие таких интеллектуальных способностей детей, как скорость мышления, абстрактное мышление, быстрый счет, внимательность, креативное мышление. При постоянном развитии устного счета с помощью методики, получает развитие, слух, наблюдение, логика, память [2, c 24.].

Программа обучения ментальной арифметике условно состоит из двух этапов.На первом дети осваивают технику вычисления на счетах «Абакус», при этом задействованы сразу две руки. Абакус или соробан — аналог русских счетов, но он намного древнее, и основан на пятеричной системе счисления. Второй этап программы предполагает переходят к ментальному счету — дети абакус в уме и двигают воображаемые косточки. Эта методика, появившаяся в Китае более 5 тысяч лет назад, сейчас покоряет разные страны мира. В Японии ментальная математика стала обязательным предметом школьной программы. Дело в том, что она способствует развитию умственных способностей. Включение в процесс обоих полушарий мозга быстрое выполнение и запоминание действий. Левое полушарие воспринимает цифры, правое — картинку косточек счетов. Так, ребенок учится предлагать предлагаемые расчеты в уме. Теперь воспринимаются как картинки, а процесс вычисления связаны с соответствующим движением косточек счетов.

Рассмотрим основные линии обучения ментальной арифметики, уровень «сложение и вычитание»:

1) Простое сложение и вычитание чисел «простое ПП».

2) Сложение чисел с помощью формул «помощь брата ПБ»:

+ 1 = + 5–4, + 2 = + 5–3, + 3 = + 5–2, + 4 = + 5–1,

3) Вычитание чисел с помощью формул «помощь брата ПБ»:

–1 = –5 + 4, — 2 = –5 + 3, –3 = –5 + 2, — 4 = –5 + 1,

4) Сложение чисел с помощью формул «помощь друга ПД»:

+ 9 = + 10–1, + 8 = + 10–2, + 7 = + 10–3, + 6 = + 10–4, + 5 = + 10–5, + 4 = + 10–6, + 3 = + 10–7, + 2 = + 10–8, + 1 = + 10–9.

5) Вычитание чисел с помощью формул «помощь друга ПД»:

–9 = –10 + 1, –8 = –10 + 2, –7 = –10 + 3, –6 = –10 + 4, –5 = –10 + 5, –4 = –10 + 6, — 3 = –10 + 7, –2 = –10 + 8, –1 = –10 + 9.

6) Сложение чисел с помощью комбинированных формул «Микс формулы МФ»:

+ 6 = + 11–5, + 7 = + 12–5, + 8 = + 13–5, + 9 = + 14–5.

7) Вычитание чисел с помощью комбинированных формул «Микс формулы МФ»:

–6 = –11 + 5, –7 = –12 + 5, –8 = –13 + 5, –9 = –14 + 5.

Аудиторные занятия по ментальной арифметике для детей проходят один раз в неделю по 1,5-2 часа. Немалую часть в них занимает игровая форма обучения и развития, особенно на занятиях для детей 5-9 лет. Игровая деятельность помогает детям отвлечься от кропотливого счета, причём все игры на развитие внимания, концентрации, скорости мышления, воображения, реакции и логики.Этап изучения новой темы направлен на постановку пальчиков при работе со счетами. Изучение новой темы закрепляется фундаментальными упражнениями, самостоятельной работой с абакусом, ментально, также пишутся диктанты для определения насколько усвоен новый материал. Вся эта работа проводится в большей степени в рабочих тетрадях. Домашнее задание, которое также расписано в рабочих тетрадях, содержит задание на пять дней аналогичные классной работе, но ещё дополненные аудио-диктантами, ментальным решением, раскрашиванием косточек.Здесь можно заметить ещё одну особенность рассматриваемой методики, которая заключается в обязательном ежедневном домашнем задании.

Ежедневный счет на абакусе и ментальный счет поможет детям достичь цели — научиться выполнять и простые и сложные математические задачи в уме.

Список литературы

  1. Багаутдинов Р., Ганиев Р. Ментальная арифметика. Знакомство. — М .: Траст, 2015 — 116 с.
  2. Ганеева А.Р. Методы обучения устному счету / А.Р. Ганеева, М.Р. Бекбулатова // Физико-математическое образование: проблемы и перспективы. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции, посвященной году Н.И. Лобачевского. г. Елабуга, 7-9 декабря 2017 г. — Елабуга: ЕИ КФУ. 2017.– С. 20-22.
  3. Малсан Би. Ментальная арифметика для всех. — [Б.м.]: Издательские решения, 2017. — 18 с. 3.
  4. Маулешева А., Сырланова С.Т. Ментальная арифметика как нетрадиционный метод обучения устному счёту дошкольников Международный научный журнал «Символ» №12-2 / 2016, 2016.- С. 221-226.
  5. Секреты ментальной арифметики раскрыла эксперт Елабужского института КФУ, электронный ресурс] — URL — https://kpfu.ru/elabuga/sekrety-mentalnoj-arifmetiki-raskryla-ekspert.html (дата обращения 15.03.2019).
  6. Сырланова С.Т. Развитие креативности дошкольников с помощью ментальной арифметики Международный Форум педагогов-инноваторов «Современные технологии обучения и воспитания в образовательном процессе» https://emc21.ru/wp-content/uploads/2016/09/Statya_Syrlanova-Saule-Tynyshtykbaevna.pdf.
  7. Хэндли Б. Быстрая математика: секреты устного счета / пер. с англ. Е. А. Самсонова. — Минск: Попурри, 2014. — 304 с.
  8. Что такое ментальная арифметика ?, [электронный ресурс] — URL — http://fb. ru/article/247553/chto-takoe-mentalnaya-arifmetika (дата обращения 15.03.2019).

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Ментальная арифметика, обучение ментальной арифметике, ментальная арифметика детям

Ментальная Арифметика для детей.Абакус или Соробан?

Ментальная Арифметика- модный тренд современных родителей. Кто-то уже успел обучить детей и в восторге, кто-то не увидел результат и спешат сделать вывод, что это не работает.

Давайте разберемся, почему у одних родителей прекрасные результаты у детей, а другие говорят, что результата нет.

Итак, прежде, чем начать, давайте все таки Преним, что такое Ментальная Арифметика?

Ментальная Арифметика — система счета, которая дошла до нас с глубокой древности.Начала она вслух еще в древнем Вавилоне и в древнем Риме. Эту систему использовали наши предки. Но, ближе к 5 веку нашей эры Китайские умельцы придумали счеты, мы пользуемся до сих пор. С тех пор эта методика стала распространяться по миру.

Японцы, более 50-ти лет используют эту систему в образовательном процессе. Ментальная Арифметика развивает мозг ребенка. Но вся ли Ментальная Арифметика так чудесно воздействует на мозг? И вот тут-то и кроется секрет, почему у одних есть результат, а у других нет.

В результате исследований, ученые увеличивают активность мозга, если это происходит, если арифметические примеры активности решаются на время .

К сожалению, Ментальная Арифметика по книгам и учебникам не даст нужного эффекта и скорее это просто пустая трата времени. Именно по этой причине дети, которые занимаются этим, работают быстрее, потому что их мозг работает быстрее. Помните, сложение и вычитание- ребенок в возрасте 7-9 лет осваивает за 9-12 месяцев.

Выбирая центр для своего нужно помнить, что не все что называется Ментальная Арифметика дает одинаковый результат.

Хотите увидеть как считают наши ученики? заходите на наш YouTube канал.

Истоки ментальной арифметики | Скородум Федеральная сеть

Ментальная арифметика (она же ментальная математика или менар) — одна из самых известных на сегодняшний день методик раннего развития детей, использующая абакус (абак, соробан или просто счёты) как инструмент для развития правого полушария мозга.

Абакус был впервые придуман около пяти тысяч лет назад в Древнем Вавилоне, где использовался для счёта. Позже это изобретение заимствовали и совершенствовали египтяне, арабы, китайцы и европейские народы, и до наших дней он дошёл в практически неизменном виде: рама со спицами, на которые нанизаны косточки. Наиболее часто используются русские счёты, в которых 11 спиц расположены горизонтально, а на каждой спице 10 косточек разных цветов (для принятой у нас десятичной системы счисления), а также японский соробан, состоящий из нечётного количества вертикальных спиц, на каждой из которых пять косточек, одна из которых отделена планкой.Четыре нижние кости называются «земными» и означают одну единицу измерения, а верхняя — «небесная» костяшка считается за пять единиц. При сдвиге к средней планке кость считается «активной», и такая система позволяет отображать цифры от 0 до 9 с помощью всего пяти костяшек.

Абакус помогает детям начать осваивать арифметические действия сразу после изучения цифр, а перебор костяшек пальцами других рук стимулировать развитие обоих полушарий мозга и мелкой моторики. Впечатление ментальной арифметики приводит к развитию зрительного воображения, способности к улучшению математических навыков, что было доказано множеством экспериментов.

В наше время обучения ментальной арифметике повсеместно практикуется в Канаде, США, Великобритании, Австралии, Испании, Австрии, странах Ближнего Востока, однако самой популярной методика пользуется странами Азии: Малайзии, Таиланде, Китае, Вьетнаме. В Японии занятия с соробаном входят в обязательную программу начальной школы.

В странах ментальная арифметика пока ещё не так распространена, однако в последние годы этот пробел активно восполняется, и всё больше родителей обращаются к занятиям с абакусом для всестороннего развития своего ребёнка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *