Дополнительная образовательная программа «Музееведение» - одна из форм краеведческого образования. Программа способствует возрождению духовности, развитию творческих способностей у детей, дает дополнительные знания школьникам по истории своего края, обычаям, культуре в соединении с воспитанием патриотизма, чувства ответственности за настоящее и будущее нашей Родины, формирует у воспитанников потребность сохранить исторические материалы и культурные ценности.
Программа ориентирована на системный подход в изучении этнокультурных традиций Южного Урала на основе музейных коллекций, экспедиционной деятельности, включает в себя научные и прикладные аспекты археологии и этнографии.
Отличительной особенностью данной программы состоит в тщательном отборе археологических и этнографических материалов, которые не подменяют и не дублируют другие источники знаний (в том числе и учебники), а передают новую информацию, добытую самими обучающимися на основе документальных свидетельств и материальных источников.
Цели и задачи программы:
Цель программы – создание условий для самореализации детей, их плодотворной работы над проектами гуманитарного направления, выявление одаренных детей, способных к исследовательской работе в области этнографии, истории, культурологи.
Задачи программы:
формировать у ребенка познавательный подход к проблемам исторического характера;
научить исследовательскому методу работы с этнографическими материалами;
формировать эстетический вкус, культуру поведения, знакомя их с памятниками истории, культуры и быта русского народа;
научить ценить родную культуру, язык;
и, как итог, гордиться своим Отечеством.
Программа рассчитана на обучение учащихся 6-8 классов.
Программа предусматривает формирование коллекций археологического и этнографического направления, создание выставочной экспозиции, лекционную, исследовательскую и просветительскую деятельность.
Планируемые результаты
В результате изучения программы учащиеся должны получить следующие знания:
- о полевой и музейной документации;
- о правилах работы с архивными и музейными собраниями;
- о классификации этнографического материала по разделам, темам;
- о грамотной фиксации этнографических находок;
- о методах просветительской работы;
- Планируемые умения:
- обретение навыков социального общения;
- ведение исследовательских записей;
- систематизация и обобщение собранного материала, его оформление и хранение;
- самостоятельное составление маршрутов поиска по проекту и проведение этнографических экспедиций;
- ведение лекционной и экскурсионной работы.
Программа предусматривает разработку концепции создания интерактивного музея-мастерской силами детского объединения, формирование коллекции этнографического направления, создание выставочной экспозиции, лекционную, исследовательскую и просветительскую деятельность. Создание музейной комнаты обусловлено тем, что является необходимым звеном в решении историко-культурных, учебных и воспитательных задач.
Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа «Музееведение» - одна из форм краеведческой работы. Программа способствует возрождению духовности, развитию творческих способностей у детей, дает дополнительные знания школьникам по истории своего края, обычаям, культуре в соединении с воспитанием патриотизма, чувства ответственности за настоящее и будущее нашей Родины, формирует у воспитанников потребность сохранить исторические материалы и культурные ценности.
Все программы, утвержденные МО РФ для внешкольных учреждений по краеведению, не отражают особенности территорий (то есть того, что ближе всего к живущему на ней ребенку). В связи с этим возникла необходимость в создании программы, рассчитанной на определенный возраст и круг интересов детей. Достигнуть этого можно путем применения различных форм и методик подачи материала.
Интерес к культуре, истории, традициям родного края в последнее время значительно вырос.
Отдельные элементы программы неоднократно апробировались автором за его многолетнюю деятельность.
Дополнительная образовательная программа является профессионально-ориентированной. Реализация содержания программного материала обеспечивает включение в реализацию проекта среднего звена профильной школы (в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения).
Преемственность, непрерывность, развитие - принцип построения данной программы.
Отличительной особенностью программы «Музееведение» состоит в тщательном отборе этнографических материалов, которые не подменяют и не дублируют другие источники знаний (в том числе и учебники), а передают новую информацию, добытую самими обучающимися на основе документальных свидетельств и, в первую очередь, от жителей района. Базой для реализации дополнительной образовательной программы «Музееведение» является государственный историко – этнографический музей – заповедник, с этой целью заключен договор о сотрудничестве.
Программа ориентирована на системный подход в изучении этнокультурных традиций на основе музейных коллекций, экспедиционной деятельности, включает в себя научные и прикладные аспекты этнографии.
Практическая деятельность программы имеет несколько основных направлений:
копирование этнографических образцов на подлинном материале (новоделы);
работа в ремесленной традиции с использованием современных материалов (реконструкция);
разработка моделей выставочных образцов как опыт решения проблем вспомогательного фонда в музееведении и трансформации в ремеслах (экспозиция, копия);
музееведческая, исследовательская и просветительская работа.
Цель программы – создание условий для самореализации детей, их плодотворной работы над проектами гуманитарного направления, выявление одаренных детей, способных к исследовательской работе в области этнографии, истории, культурологии.
- Задачи программы:
- сформировать у ребенка познавательный подход к проблемам исторического характера;
- научить исследовательскому методу работы с этнографическими материалами;
- сформировать эстетический вкус, культуру поведения, знакомя их с памятниками истории, культуры и быта русского народа;
- научить ценить родную культуру, язык;
- и, как итог, гордиться своим Отечеством.
Важное значение в успешной реализации этой деятельности имеет заинтересованность как обучаемых, так и обучающих в своей работе.
В связи с этим используются различные методы создания положительной мотивации обучаемых.
Эмоциональные:
ситуация успеха,
поощрения и порицания,
познавательная игра,
свободный выбор задания,
удовлетворение желания быть значимой личностью.
Волевые:
предъявление образовательных требований,
формирование ответственного отношения к получению знаний, информирование о прогнозируемых результатах образования.
Социальные:
развитие желания быть полезным обществу,
создание ситуации взаимопомощи, взаимопроверки и заинтересованности в результатах коллективной работы.
Познавательные:
опора на субъектный опыт ребенка,
решение творческих задач,
создание проблемных ситуаций.
Программа рассчитана на обучение учащихся 9-11 классов. Срок реализации программы - один год. Время, отведенное на год обучения- 216 часов. Практические занятия составляют 70-80% от общего учебного времени. Режим работы для групп – два занятия в неделю по три часа. |